СОБЫТИЯ

УЧАСТИЕ ДЕЛЕГАТОВ БАРНАУЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ В ПАТРИАРШЕМ БОГОСЛУЖЕНИИ

 

Совершая сердечную молитву о Богоспасаемой Алтайской пастве Преосвященнейший Сергий, епископ  Барнаульский и Алтайский, глава делегации Барнаульской епархии, принявшей участие в Международных ХХII Рождественских образовательных чтениях, сослужил Предстоятелям Антиохийской и Русской Православным Церквей  за Богослужением в Храме Христа Спасителя.

В Богослужении приняли участие и сослужили сонму духовенства Преосвященнейший Роман, епископ Рубцовский, викарий Барнаульской епархии, протоиерей Алексий Горин, помощник епархиального архиерея по просветительским вопросам и иерей Роман Соколов, председатель Отдела по делам молодёжи и православным молодёжным организациям Барнаульской епархии.

Участники Божественной Литургии имели благодатную возможность, у Престола Божия в Алтаре Храма Христа Спасителя, евхаристического общения. Архиереи  получили личное приветствие Блаженнейшего Патриарха Иоанна и Святейшего Патриарха Кирилла, а священнослужители благословение.

 

В Храме Христа Спасителя молились многочисленные представители епархий Русской Православной Церкви, в том числе делегаты Барнаульской епархии, духовенство и миряне.

Подробно о Международных Рождественских  образовательных чтениях смотрите по ссылке : http://mroc.pravobraz.ru/

 

Операторы: Л. Брусенцов, Р. Самсонов, Леднев А. Звукооператор: А. Бригадов Кирилл совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

 

Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей совершили Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве

26 января 2014 года, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Перед началом Литургии Предстоятель Антиохийской Церкви посетил рабочую Патриаршую резиденцию в Чистом переулке, где встретился со Святейшим Патриархом Кириллом. Блаженнейший Патриарх Иоанн поклонился святыням домового храма Владимирской иконы Божией Матери. Затем Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей вместе прибыли в Храм Христа Спасителя.

В кафедральном соборе Предстоятели вместе взошли на кафедру и были облачены в богослужебные одежды.

Литургией в Храме Христа Спасителя открылись торжества, посвященные 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

В числе представителей Русской Православной Церкви, сослуживших Его Блаженству и Его Святейшеству, были: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналиймитрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентиймитрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председатель Организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений; сонм архиереев Русской Православной Церкви, а также: протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и обществапротоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; многочисленные священнослужители, прибывшие для участия в XXII Международных Рождественских чтениях.

Среди сослужащих Предстоятелям были также митрополит Ловчанский Гавриил (Болгарская Православная Церковь) и члены делегации Антиохийской Церкви — митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон, архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас).

Также сослужили представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси: митрополит Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь), епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь), архимандрит Стефан (Диспиракис) (Иерусалимская Православная Церковь), архимандрит Феоктист (Димитров) (Болгарская Православная Церковь), архимандрит Александр (Пихач) (Православная Церковь в Америке).

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества А.А. Клишас, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в Российской Федерации Бойко Коцев, члены делегации Антиохийской Церкви.

За Литургией была совершена иерейская хиротония диакона Николая Нефедова, клирика храма Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря г. Москвы.

На запричастном стихе председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, председатель Организационного комитета по подготовке празднования 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий огласил Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения преподобного Сергия.

Прямую трансляцию богослужения осуществляло государственное телевидение Сирии.

По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Сергию Радонежскому. Перед началом молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с кратким словом:

«Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником и с особой Литургией, совершенной двумя Предстоятелями Церквей в сослужении сонма архипастырей в день открытия Рождественских чтений.

Сегодняшний день знаменателен также и тем, что этим богослужением мы открываем юбилейный год, посвященный 700-летию со дня рождения преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. И сейчас мы совершим молебен — обратим слова своих сердечных воздыханий преподобному Сергию, чтобы он своим сильным предстательством пред лицом Божиим защитил и оградил всю историческую Русь, державу Российскую от всяких напастей, бед и зол, от внешних и внутренних конфликтов и противостояний. Чтобы по его молитвам сохранилась в единстве Церковь наша, чтобы вера православная, которая была укоренена в народе нашем во многом его трудами и его молитвами, принесла обильный плод, давая людям вдохновение и силу к тому, чтобы идти по жизненному пути в соответствии с законом Божиим.

Вы видите сейчас в руках военнослужащих особые юбилейные хоругви. Мы освятим эти хоругви, а затем в каждую из епархий будет направлена такая хоругвь, для того чтобы она была знамением юбилейного года, чтобы все торжественные богослужения, крестные ходы и другие значимые мероприятия проходили пред этими хоругвями, которые будут видимым образом напоминать нам о преподобном Сергии, игумене Земли Русской.

Благословение Божие и Покров Пречистой Царицы Небесной молитвами преподобного Сергия Радонежского да сохранит нас от всякого зла. Аминь».

Затем было совершено освящение хоругвей с изображением преподобного Сергия, изготовленных специально к юбилейной дате. Состоявшееся освящение возрождает дореволюционную традицию освящения хоругвей по случаю нарочитых дат.

По завершении молебна Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну и участникам богослужения со словом. В знак братской любви Святейший Патриарх Кирилл преподнес Патриарху Иоанну две панагии и крест.

Предстоятель Антиохийской Православной Церкви обратился с ответным словом.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Губернатор Алтайского края Александр Карлин принял участие в торжествах, посвященных 145-летию Барнаульского духовного училища

07.04.2014

 

7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, правящий архиерей Барнаульской епархии епископ Сергий совершил Божественную литургию в Иверском семинарском храме г. Барнаула. Его Преосвященству сослужили епископ Рубцовский Роман, викарий Барнаульской епархии; настоятели храмов г. Барнаула и представители благочиния. За богослужением архипастырь рукоположил во иерея диакона Димитриевской церкви г. Барнаула Симеона Шашкова, а также совершил диаконскую хиротонию Михаила Тарасюка. В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви епископ Сергий вручил  бывшему главному федеральному инспектору в Алтайском крае В.С. Власову церковную награду. Ряд сотрудников и священнослужителей Барнаульской епархии были удостоены архиерейских грамот.
              По завершении Божесттвенной Литуригии Губернатор Алтайского края Александр Карлин и Преосвященный Сергий выпустили в небо голубей как символ свободы, дарованной людям Спасителем мира Иисусом Христом. В этот же день в Тронном зале Епархиального управления в рамках празднования 145-летия основания Барнаульского духовного училища прошел Торжественный акт.
С приветственным словом выступили Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин, епископ Барнаульский и Алтайский Сергий, ректор Алтайского государственного университета С.В. Землюков, архивариус Барнаульской епархии Т.В. Скворцова. Затем епископ Барнаульский и Алтайский Сергий совершил молебен на освящение здания бывшего Барнаульского духовного училища, которое недавно было передано Церкви администрацией г. Барнаула.  

 

 

АЛЕКСАНДР КАРЛИН: «145-ЛЕТИЕ БАРНАУЛЬСКОГО ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА — ПРАЗДНИК НЕ ТОЛЬКО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА АЛТАЕ, НО И ВСЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НАШЕГО РЕГИОНА»

07.04.2014 Источник информации: Администрация Алтайского края Адрес новости: http://www.altairegion22.ru/region_news/aleksandr-karlin-145letie-barnaulskogo-duhovnogo-uchilischa-prazdnik-ne-tolko-duhovnogo-obrazovaniya-na-altae-no-i-vsei-duhovnoi-zhizni-nashego-regiona_332425.html

 

С таким словами глава региона обратился к участникам торжественного акта, посвященного празднованию 145-летия основания Барнаульского духовного училища в 1869 году просветителем Алтая святителем Макарием. «Нашему Барнаульскому духовному училищу повезло, что у его истоков был почитаемый Русской православной церковью святой — святитель Макарий. «Апостол Алтая» — так его называют историки, так его называли и современники. Это был глубокий, образованный человек, который понимал чаяния людей, а интересы Русской православной церкви рассматривал в конкретном историческом и социальном контексте», — отметил Губернатор края. По его словам, создавая в Барнауле духовное училище, святитель Макарий хотел приблизить возможность получения лучшей частью наиболее образованной православной молодежи духовного образования. «Такое решение было принято, и на протяжении почти полувека Барнаульское училище эту миссию блестящим образом выполняло», — сказал Александр Карлин.
 Кроме того, глава региона отметил, что святитель Макарий продвигал православное образование и вообще православие в среду коренного населения. Так, им был составлен первый букварь на алтайском языке, переведены на этот язык основные православные книги и молитвы, подготовлены к печати первая грамматика алтайского языка. «Макарий был современным человеком, и по его инициативе в программу духовного училища постепенно вошли такие предметы, как история, музыка, химия, рисование. Он понимал, что не может быть образованным православным священником тот, кто не образован в широком, современном смысле этого слова. Поэтому алтайское священничество отличалось высоким духовно-нравственным и образовательным качеством своего состава. Именно поэтому Алтайская духовная миссия считается одной из самых успешных в истории русских православных миссий», — считает Губернатор. Глава региона сообщил, что на международной выставке «Интурмаркет-2014» Алтайский край, в том числе, представил проект Архиерейского подворья в городе Бийске. «Нашу экспозицию посетил представитель его святейшества Патриарха Московского и всея Руси, предстоятеля Русской православной церкви Кирилла, который высоко оценил нашу работу, в том числе и по поддержке в регионе православного паломничества. Некоторые называют это видом туристической деятельности, мы называем это очень значимой работой по духовному возрождению жителей региона, приобщению его к святым православным традициям и ценностям», — отметил Губернатор. Он также сообщил, что планы по воссозданию православных объектов на территории края значительные.
«Так совпало, что в канун юбилейной даты в истории семинарии Алтайская епархия получила достойный подарок: 31 марта состоялась передача здания, памятника архитектуры регионального значения, где полторы сотни лет назад размещалось училище, в ведение Русской православной церкви. Эту работу мы будем продолжать, мобилизовывать в этом направлении лучшую часть нашего алтайского предпринимательства, для того чтобы эта работа велась более активно. Я убежден, что никаких задач по социально-экономическому развитию региона достойным образом мы решить не сможем, если не создадим в обществе соответствующую духовно-нравственную атмосферу. Атмосферу соратничества, нацеленную на решение общественных задач», — подчеркнул Александр Карлин.

Поделиться:

Православная молодёжь Алтая благодарит правящего архиерея и губернатора

за новые возможности в деле организации молодёжного служения.

 

Во время торжественного акта посвященного 145-летию Барнаульского духовного училища,прошедшего 7 апреля 2014г. на Благовещение в епархиальном Управлении,  со словами приветствия выступил П.Д.Фризин, заместитель Главы администрации г.Барнаула, в своей речи он подчеркнул: « Передача здания Барнаульского духовного училища Барнаульской епархии состоялась благодаря поручению и участию А.Б.Карлина, губернатора Алтайского края,администрация города — исполнитель».В это время в тронном зале раздались бурные аплодисменты  благодарности духовенства и  мирян Барнаульской  епархии Главе региона, а Преосвященнейший Владыка Сергий, ещё раз выразил благодарность Александру Богдановичу за проявленную заботу. К словам благодарности и признательности присоединяется молодёжный Отдел и Коллегия Барнаульской епархии,  православная молодёжь Алтая.

В деле развития православного молодёжного служения передача данного здания играет первостепенное значение.

 Преосвященнейший  Сергий, епископ Барнаульский и Алтайский подписал благословение на выделение аудитории в переданном Барнаульской епархии здании  Отделу по делам молодёжи и православным молодёжным организациям. В планах Отдела, утвержденных благословением правящего архиерея, создание молодёжного информационно-методического центра, что предполагает организацию работы в ином более эффективном формате.

 Настоящим православная молодёжь Алтая выражает Преосвященнейшему Сергию, епископу Барнаульскому и Алтайскому  и губернатору Алтайского края, Александру Богдановичу Карлину благодарность за благополучное решение. 

 

 

 

 

Вечер посвященный двунадесятому празднику Сретенья Господня и Дню православной молодёжи открыл торжества по случаю празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 20-ти летия возрождения Барнаульской епархии

.

По замыслу организаторов вечера собрать молодёжь не было главным. По благословению Преосвященного Сергия, епископа Барнаульского и Алтайского, такие торжественные мероприятия для подрастающего поколения проведены на приходах епархии во всех благочиниях в сам день празднования Сретения Господня, в который уже не одно десятилетие по благословению Священноначалия Русская Православная Церковь отмечает Международный день православной молодёжи. Открытие торжеств началось с официального послания Святейшего Патриарха Кирилла, которое было оглашено прихожанам после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви.

Закладывая добрую традицию празднования Дня православной молодёжи на епархиальном уровне, владыка Сергий посвятил этот вечер отцам-наставникам, труженикам Барнаульской епархии, тем, кто многие годы служил молодёжи на просторах Алтая. Тем, кто подает пример отеческого архипастырского назидания той благодарности и смирения, чести и почтительного послушания, которую надлежит сыновне исполнять  молодым людям к своим учителям. Такова была идея торжественного вечера, посвящённого Дню молодёжи в рамках общих торжеств по случаю празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской и всея России чудотворца, и 20-летия со дня возрождения Барнаульской епархии.

Торжественный вечер состоялся благодаря содействию Главного Управления по образованию и молодёжной политике администрации Алтайского края и участию администрации города Барнаула, комитетов по культуре и делам молодёжи.

Концерт прошёл в зале Дворца культуры «Южанин» п. Южный.  Именно здесь, рядом с сосновым бором,  вдали от городской суеты и  где всё просто и в то же время аккуратно и гостеприимно,  чувствуется дух смирения препобного Сергия, совершавшего своё служение вдали от  больших городов. Что поспособствовало и для нас исполнению замысла Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, проводящего реформу церковного управления, укрупняя епархии,  рукополагая всё больше епископов – сделать  архипастыря  приближённым к простым прихожанам. И первое свидетельство воплощения в жизнь благословения Предстоятеля Церкви состоялось у нас на Алтае.

 

Владыка Сергий прибыл задолго до начала праздничной программы вместе с дорогим гостем из родственной, новосозданной молодой епархии — Преосвященнейшим Каллистратом, епископом Горноалтайским и Чемальским, а также с Преосвященнейшим Романом, епископом Рубцовским, викарием Барнаульской епархии. Архипастыри спокойно и с любовью, примерной учтивостью общались с прихожанами и гостями, прибывающими на вечер,  отвечали на различные вопросы, а после  завершения концерта не торопились уезжать, общаясь с верующими.

Вечер состоял из 2 частей. Первая включала в себя приветствия, награждение и информационный блок, во второй прошел концерт.

Зал наполнили делегаты приходов со всего края и прихожане Барнаульского благочиния.

 

С приветствием выступили:

-Преосвященный Сергий, епископ Барнаульский и Алтайский;

— Валентина Сергеевна Байбородова, представитель Управления по молодежной политике Главного управления по образованию и молодёжной политике администрации Алтайского края

— Валерий Генадьевич Паршков, председатель Комитета по культуре администрации города Барнаула

— Владимир Викторович Гудков, председатель Комитета по делам молодёжи администрации города Барнаула

В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви архиерейские грамоты получили Преосвященный Роман, епископ Рубцовский, викарий Барнаульской епархии; архимандрит Ермоген (Росицкий), митрофорный протоиерей Михаил Кизюн, протоиерей Алексий Горин, протоиерей Александр Войтович, протоиерей Сергий Ходаковский, протоиерей Георгий Крейдун, протоиерей Сергий Фисун, протоиерей Валерий Замятин, протоиерей Михаил Киселёв, протоиерей Николай Гордиенко, протоиерей Андрей Ушаков, иерей Александр Липовцев, иерей Евгений Елисеев, иерей Андрей Басов, иеромонах Филарет (Бердников), иерей Александр Соколов, иерей Роман Соколов, иерей Павел Барабанов, иерей Андрей Киселёв, иерей Сергий Лёвкин, иерей Алексий Слепченко, иерей Михаил Бень и Валерий Генадьевич Паршков, председатель Комитета по культуре администрации города Барнаула.

Благодарственные письма получили благочинные, настоятели приходов и священнослужители, ответственные по делам молодёжи при крупных приходах и помощники благочинных по работе с молодёжью, ответственные по делам молодёжи в благочиниях и на приходах из числа мирян, воспитанники Барнаульской духовной семинарии, активисты молодёжных православных объединений: «Слово», «Лоза», «Покров», «Невские».

Информационный блок содержал краткие исторические сведения о служении православной молодёжи на Алтае во взаимодействии духовенства и мирян с государственными и общественными институтами в организации работы с молодёжью Барнаульской епархии с приложением видеопанорамы сюжетных фотографий епархиального молодёжного миссионерского братства «Слово», действующего при Отделе по делам молодёжи и православным молодёжным организациям Барнаульской епархии на базе Свято-Дмитриевского кафедрального собора г. Барнаула.

Концертная программа стала подарком и  благодарностью духовенству и сотрудникам из числа мирян Барнаульской епархии за ту деятельность, которую осуществляет Церковь на Алтае и в краевой столице в направлении патриотического воспитания со дня возрождения.

Воспитание немыслимо без участия воспитателя. Поэтому большая часть выступлений представлена с участием взрослых коллективов Дворца культуры «Южный». Перед зрителями выступил уникальный хор, состоящий из ветеранов труда, многие из которых — заслуженные педагоги, отдавшие годы своей жизни, с ранней молодости посвятил себя работе с молодёжью.  Они мастерски сочетали  свои произведения с совместным участием детских народных ансамблей, воспитанников воскресной школы церкви Петропавловского храма г. Барнаула, кадетов школы №63, юношеского патриотического объединения «Святая Русь».  И таким образом, символично подчеркнули недопустимость разрыва связи поколений, когда чувства благодарности к старшим, уважение и послушание есть неотъемлемая часть любви  к Отечеству.

На протяжении всей программы связующей нитью выступлений звучали слова ведущего о жизни и подвиге, преданности и верности, любви и послушании, смирении и мудрости преподобного Сергия Радонежского – покровителя духовного образования, о его великой роли в защите Отчизны. Перед зрителями своё творчество показали молодёжные студии современной эстрадной песни, свои произведения исполнили воспитанники семинарии, которые представили как церковные, так и светские композиции, пропели присутствующим «Многая лета».

В результате получился семейный праздник для тружеников Барнаульской епархии, что и входило изначально в задачи епархильного Отдела по делам молодёжи и православным молодёжным организациям епархии.

Выражаем искреннюю признательность и глубокую благодарность Преосвященному Сергию, епископу Барнаульскому и Алтайскому; Преосвященному Каллистрату, епископу Горноалтайскому и Чемальскому; Преосвященному Роману, епископу Рубцовскому, викарию Барнаульской епархии, Елене Александровне Лебедевой, начальнику Управления по молодёжной политике, Главного Управления по образованию и молодёжной политике администрации Алтайского края; Игорю Григорьевичу Савинцеву, главе администрации г. Барнаула; Валерию Геннадьевичу Паршкову, председателю Комитета по культуре администрации г. Барнаула; Владимиру Викторовичу Гудкову, председателю Комитета по делам молодёжи администрации г. Барнаула; Татьяне Фёдоровне Золотухиной, директору Дворца культуры «Южанин»; режиссёру  Сергею Ожидаеву, творческим коллективам и всем людям доброй воли, принявшем участие в настоящем добром начинании.

Поздравляем всех отцов-наставников, братьев и сестер с наградами!

 

Иерей Роман Соколов,

руководитель Отдела Барнаульской епархии по делам молодёжи

и православным молодёжным организациям,

члены молодежной Коллегии Барнаульской епархии

18 ноября 2014 года, во вторник 24-ой седмицы по Пятидесятнице, день памяти Святителя Тихона, патриарха Всероссийского, в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя была отслужена Божественная литургия, которую возглавил Преосвященный Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский, председатель Синодального отдела по делам молодежи

              18 ноября 2014 года, во вторник 24-ой седмицы по Пятидесятнице, день памяти Святителя Тихона, патриарха Всероссийского, в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя была отслужена Божественная литургия, которую возглавил Преосвященный Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский, председатель Синодального отдела по делам молодежи.

            Владыке Игнатию сослужили: протоиерей Михаил Рязанцев, Ключарь Храма Христа Спасителя, протоиерей Андрей Марущак; протодиаконы Константин Барган, Николай Филатов, а также делегаты I-го Международного съезда православной молодежи — игумены: Игнатий (Сидоренко), Пантелеимон (Драчев), Лазарь (Куликов); протоиереи: Стефан Платт, Александр Сандырев, Максим Шевченко, Дмитрий Струев, Константин Головатский, Виктор Горбач, Ярослав Иванов, Иван Задорожин, Сергей Семаков; иеромонахи: Макарий (Ненашев), Александр (Солянкин); иереи: Вячеслав Давиденко, Кирилл Хланта, Дмитрий Руднев, Роман Соколов, Геннадий Пономарев, Алексий Веселов; иеродиакон Ярослав Гоць, диакон Владимир Иванов.

DSCN0160

За Литургией пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением Ильи Толкачева.

После окончания Богослужения Владыка Игнатий обратился к прихожанам с напутствующим словом.

В трудные времена, когда нарушается обычный ход жизни, когда жизнь возмущается грандиозными событиями, опрокидывающими в бездну все и вся, когда кругом наступает гибель и отчаяние, Бог посылает в этот мир Своих святых, богатырей духа, людей особого мужества и самоотвержения, подвижников веры и любви, которые необходимы миру, чтобы устоять в истине, чтобы не потерять различение добра и зла, чтобы духовно не погибнуть. И подвиг таких святых исполинов, духовных вождей народа, вероятно, можно назвать самым трудным из всех подвигов.
Обращаясь к нашей истории, мы вряд ли найдем даже среди прославленных московских святителей человека, который был бы призван к кормилу церковной жизни в столь трудный и трагический период, как тот, что выпал на долю Святейшего Патриарха Тихона.

Сам грандиозный масштаб исторических событий сделал Святителя Тихона, одного из величайших участников оных, малопонятным для современников. Даже и в наши дни трудно по существу оценить величие и красоту его подвига, его святости. Это подобно тому, как великую гору можно окинуть взглядом только с достаточно большого расстояния, – вблизи не видна вся грандиозность ее. Так и величайшие люди делаются более понятными и более видными по прошествии достаточно большого времени. И чем значительнее человек, чем больше он, тем больше требуется времени, чтобы его увидеть и оценить. И все же ни один иерарх Русской Церкви не привлекал к себе такого пристального, сострадательного и почтительного внимания всего христианского мира, какое привлекал Патриарх Тихон еще при жизни своей. Сам этот факт, указывающий на его мировое значение, его всемирный авторитет, заставляет нас обратиться к его образу с особенным вниманием и любовию.

Будущий Патриарх Тихон в миру носил имя Василий Иванович Белавин. Он родился по старому стилю 19 января, а по новому – 1 февраля 1865 года в маленьком селе Клин близ города Торопца Псковской губернии, в семье приходского священника Спасо-Преображенской церкви. Детство его прошло среди простого народа, он видел крестьянский труд и жил простой народной жизнью. Из замечательных эпизодов его детства известно, что однажды священник Иоанн Белавин, его отец, вместе со своими сыновьями ночевал на сеновале. Во сне ему явилась мать, бабушка Патриарха Тихона, и предсказала судьбу трех сыновей, своих внуков. Про одного она сказала, что он будет жить обычной жизнью, про другого – что умрет молодым, а про Василия сказала, что вот этот будет велик. И отец Иоанн, проснувшись, рассказал этот сон своей жене, так что это предание сохранилось в семье. Пророческий сон впоследствии точно исполнился.

По достижении соответствующего возраста будущий Патриарх Тихон, тогда еще мальчик, начал обычное учение. Как сын священника, он учился сначала в Торопецком духовном училище. Затем он поступил в Псковскую семинарию, и, блестяще ее окончив, – в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Любовь к Церкви, кротость, смирение, чистота сердечная, целомудрие, удивительная врожденная простота, так прежде присущая русскому народу, постоянная доброжелательность ко всем, особенный дар рассудительности, положительности – все это сделало Василия Белавина любимцем товарищей-студентов, которые шутя называли его Патриархом. В те времена не могло и в голову прийти, что это шуточное прозвище окажется пророческим, потому что патриаршества тогда в России не существовало.

После окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1888 г. Василий Белавин был отправлен в родную ему Псковскую духовную семинарию преподавателем. Ученики его очень любили, как и все, с кем он встречался (это было особенностью его жизни).

В 1891 г. он был пострижен в монашество с именем Тихона в честь любимого им святителя Тихона Задонского. Вскоре его рукоположили в сан иеромонаха и направили в Холмскую духовную семинарию (Варшавской епархии), где он стал сначала инспектором, а затем ректором. На 33-м году жизни, в 1897 году, совершилась его хиротония во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии.

Церковная жизнь на месте нового служения епископа Тихона сильно осложнялась острыми национальными и религиозными распрями. Владыка Тихон никогда не прибегал к аргументам «с позиции силы», что не мешало ему успешно защищать православную веру. Об этом периоде его жизни ярко вспоминает митрополит Евлогий (Георгиевский): «Архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди простого народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было приятно, легко. Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом, и этот же путь он указал и мне. В сане епископа он еще более углубил и расширил свою связь с народом и стал действительно для Холмщины «своим» архиереем. Мне постоянно во время поездок по епархии приходилось слышать самые сердечные отзывы о нем духовенства и народа».

Очень скоро, однако, молодого епископа Тихона отправили в Америку. Там его ждала огромная епархия, в которую входили Северо-Американские Соединенные Штаты, Канада и Аляска. В этой епархии были русские люди, но их было не очень много. Поэтому, конечно, он должен был обратиться к местному населению, изучить местные традиции и язык. Епископ Тихон проявил себя здесь, как и везде, удивительно легким, радостным, бодрым человеком. Он очень деятельно взялся за благоустройство своей епархии, старался принять целый ряд мер для того, чтобы развивалась православная жизнь, в частности – разделил эту епархию и ввел викариатство. Он открыл духовные училища, старался развивать миссионерскую работу, чтобы англикан привлечь к православию.

Удивительные по размаху и христианскому духу плоды его архипастырских трудов сделали святителя Тихона одним из самых почитаемых святых православной Америки. Один раз за годы своей американской жизни он приезжал в Россию, где его успешные труды были отмечены: он был возведен в сан архиепископа. В 1907 году архиепископ Тихон был переведен в одну из крупнейших и древнейших епархий России – на Ярославскую кафедру. Здесь он также очень быстро нашел контакт со своей паствой. Его любили и уважали все слои общества.

Он был очень простым, доступным, много служил, часто даже в разных маленьких храмах своей епархии, где обычно епископ не бывал. Он принимал близко к сердцу все, что касалось жизни, блага и интересов народа, и его деятельность не ограничивалась только церковными делами. Будучи избран почетным членом Союза Русского Народа, он оказывал большое влияние на работу этого Союза в Ярославле. Архиепископ Тихон был человеком свободных, широких взглядов, достаточно демократичным и независимым. Из-за случая, когда он не согласился с губернатором Ярославля и, по-видимому, в связи с жалобой последнего, Владыка был переведен в 1914 г. на Виленскую кафедру. Замечательно, что в знак своей любви к переведенному владыке жители Ярославля избрали его почетным гражданином города (случай едва ли не единственный в русской истории).

В новой епархии существовали православные храмы и даже монастыри, но главная часть населения исповедовала католическую веру. Архиепископ Тихон, как всегда, и здесь очень быстро завоевал уважение, авторитет и любовь. Вскоре после его назначения началась война, и его служение осложнилось многими новыми заботами. Ему пришлось думать о беженцах, эвакуировать в Москву мощи Виленских мучеников, у него же сохранялась и чудотворная Жировицкая икона Божией Матери, впоследствии им возвращенная в Жировицкий монастырь. Бывал он и на фронте, даже был под обстрелом, за что был награжден одним из высоких орденов.

В это время приходит очередь архиепископа Тихона присутствовать в Святейшем Синоде. Его деятельность расширяется, он много времени проводит в Москве, где его и застала Февральская революция 1917 года. После революции обер-прокурором Святейшего Синода был назначен В.Н.Львов. Он сместил с кафедр двух старших митрополитов Русской Церкви: митрополита Московского Макария (Невского) и митрополита Санкт-Петербургского Питирима (Окнова), затем вскоре распустил Синод, чтобы новый состав сделать для себя более удобным. В числе опальных оказался и архиепископ Виленский Тихон, бывший в это время членом Святейшего Синода. Желая привлечь к церковному управлению новых людей, В. Н. Львов организовал выборы на освободившиеся Московскую и Петербургскую кафедры, и еще в нескольких епархиях, которые возглавляли неприемлемые с точки зрения реформаторов епископы.

Наступившая в это время невиданная в России свобода дала возможность свободных выборов на Московскую и Петербургскую кафедры. Действительно, в древности в Церкви епископов выбирал народ, но за многие века эта традиция была утрачена, и епископы стали получать назначение от власти. Вдруг ставшие возможными выборы на главные кафедры Русской Церкви были, конечно, небывалым событием и привлекали к себе общее внимание.

И вот, в Москве епархиальный съезд московского духовенства и мирян стоит перед задачей выборов нового московского архиепископа или митрополита. Этим выборам предшествовала, конечно, молитва, совершавшаяся перед главной московской святыней – Владимирской иконой Божией Матери. Одним из претендентов на это место был всеми любимый замечательный церковный деятель Александр Дмитриевич Самарин, потомок известного славянофила. Интересно, что его кандидатуру предложили в кругу московской церковной интеллигенции будущий священник, а тогда философ, Сергей Николаевич Булгаков и замечательный церковный деятель Михаил Александрович Новоселов.

Выборы не оправдали надежд В. Н. Львова, кандидаты которого были отвергнуты церковным народом. На Московскую кафедру 4 июля 1917 г. был избран уволенный обер-прокурором из Синода архиепископ Виленский Тихон, на которого сразу же было возложено бремя подготовки Поместного Собора и организации выборов его будущих участников. Поместный собор в Русской Церкви не собирался более двухсот лет.

Можно сказать с уверенностью, что в русской истории не было Собора столь соборного, представительного, ответственного и смелого, столь воодушевленного живой верой и готового идти на подвиг, как Поместный Собор 1917-1918 г. Этот Собор открылся в день Успения Божией Матери, по новому стилю 28 августа 1917 года. Почетным председателем Собора стал старейший митрополит Киевский Владимир, а действующим председателем был избран святитель Тихон, возведенный за несколько дней до этого в сан митрополита.

С самого начала работы Собора ощущалось тревожное время, тревожные приметы будущих перемен. И на Соборе был поднят вопрос о реформе церковного управления: было предложено возродить в Русской Церкви патриаршество. Против этого было много возражений. Многие деятели Русской Церкви, привыкшие к синодальному управлению, считали, что управление патриаршее подобно монархическому, оно уничтожает коллегиальность и дает волю произволу одного человека – Патриарха, считали, что это опасно и вредно. В это время монархия была свергнута, поэтому в России возращение к такому личному возглавлению казалось непопулярным. Но после многих заседаний и горячих дискуссий, где выступали замечательные деятели Русской Церкви, замечательные мыслители, люди святой жизни, было решено избрать Патриарха.

Голосованием выделили трех кандидатов, из которых Патриарх должен был избираться посредством жребия. Первым кандидатом был известный богослов архиепископ Антоний (Храповицкий). Вторым кандидатом стал один из старейших архиереев Русской Православной Церкви архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий). И только третьим кандидатом был избран митрополит Московский Тихон.

5/18 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя во время совершения Божественной литургии перед Владимирской иконой Божией Матери, которая была специально принесена из Успенского собора в Кремле, стоял запечатанный ковчег со жребиями. После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий. Будущий священномученик митрополит Киевский Владимир огласил имя избранного: «митрополит Тихон». В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Успенском Соборе Московского Кремля была совершена интронизация Патриарха Тихона.

Невозможно представить сегодня всю тяжесть ответственности, которая легла на плечи нового Патриарха. Большевики разогнали Учредительное собрание, и он оказался единственным законно избранным вождем народа, так как в выборах членов Собора участвовало большинство населения страны. Народ необыкновенно любил и чтил своего архипастыря. Патриарха Тихона часто приглашали служить в разные храмы Москвы и Подмосковья. Когда он приезжал в какой-нибудь подмосковный город, весь народ встречал его, так что в городе обычно прекращали работать на все время его пребывания. Почти сразу после Октябрьской революции отношения государственной власти и предстоятеля Русской Православной Церкви приобрели характер острого конфликта, так как уже первые декреты советской власти коренным образом ломали и церковную, и народную жизнь. В 1917 году, очень скоро после революции, в Петрограде был убит большевиками о. Иоанн Кочуров, сподвижник Патриарха Тихона по американскому служению. Патриарх очень тяжело пережил эту первую мученическую смерть. Затем, в конце января 1918 года был расстрелян в Киеве митрополит Владимир, почетный председатель Собора. В Петрограде начались прямые нападения на Александро-Невскую Лавру.

Интересен рассказ о том, как в начале 1918 года, во время второй сессии Собора Патриарх Тихон жил в доме Троицкого подворья. Однажды ему сообщили, что в Петрограде собралась большая группа матросов, которая едет в Москву с целью арестовать на Соборе Патриарха и увезти его в Петроград. Патриарх не обратил на это никакого внимания. Через несколько дней ему сообщили, что из Петрограда вышел поезд, в котором целый вагон занят матросами, собирающимися арестовать его на Соборе. Келейнику, который вечером пришел предупредить Патриарха, что утром матросы будут в Москве, Патриарх ответил: «Не мешайте мне спать». Затем он отправился в свою спальню и крепко уснул. Наутро поступили сведения, что матросы прибыли в Москву, стоят на Николаевском вокзале и могут днем явиться и арестовать Патриарха. Предложили Патриарху перейти в здание семинарии, где жили участники Собора. Но Патриарх Тихон с обычной для него невозмутимостью ответил, что никуда он прятаться не будет и ничего не боится. Моряки не пришли. Они просидели полдня на вокзале и потом уехали обратно в Петроград.

После этого Патриарха Тихона приглашают в Петроград – и он принимает приглашение. Эта историческая поездка совершается в 1918 году. К моменту приезда в Петроград Патриарха Тихона около вокзальной площади собрался весь город. Не только вся площадь, но и все прилегающие улицы были заполнены толпами народа. Характерно, что власти отказались предоставить Патриарху купе по его просьбе и дали ему место в плацкартном вагоне. Но железнодорожные рабочие, вопреки этому распоряжению, прицепили к поезду целый вагон и поместили в нем Патриарха Тихона с сопровождающими лицами.

И вот, удивительно торжественная встреча в Петрограде. Патриарха встречают митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), викарии Петроградской епархии, множество духовенства; торжеству нет предела. Патриарх отправляется в митрополичьи покои в Александро-Невскую Лавру. Совершается патриаршее служение в Троицком храме в сослужении митрополита Вениамина и других епископов. Вся Лавра заполнена людьми. После богослужения Патриарх благословляет народ с балкона митрополичьего дома.

Пребывание Патриарха Тихона в Петрограде продолжалось примерно неделю. Он вернулся в Москву, увезя с собой навсегда особенную любовь своей петроградской паствы и особенную преданность митрополита Вениамина (Казанского).

Вскоре после обстрела Кремля и вооруженного захвата Александро-Невской и Почаевской Лавры Патриарх Тихон выпустил послание от 19 января 1918 г., известное, как «анафематствование Советской власти». Патриарх мужественно исполнял свой пастырский долг, разъясняя народу смысл происходящего с церковной точки зрения и предостерегая от участия в грехах и преступлениях, в которые втягивали простой народ большевики. В послании Патриарх выступил против разрушения храмов, захвата церковного имущества, гонения и насилия над Церковью. Указывая на «зверские избиения ни в чем не повинных людей», которые совершаются «с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью», святитель Тихон призывал творящих беззакония опомниться, прекратить кровавые расправы, и данной ему от Бога властью запрещал тем из беззаконников, кто носил еще имя христианское, приступать к Святым Тайнам Христовым. Отлучив от Церкви всех «творящих беззакония», Патриарх призвал христиан не вступать в общение и союзы с кем-либо из них. И хотя в послании речь шла лишь об отдельных «безумцах» и советская власть прямо не называлась, послание было воспринято как анафема советской власти.

Осудив политику кровопролития и призвав к прекращению междоусобной брани, Патриарх Тихон в ряде посланий 1918-1919 гг. отвергал участие Церкви в борьбе против советской власти и звал к примирению, стремясь сохранить нейтралитет в гражданской войне и окончательно определить позиции аполитичности Церкви. В первую годовщину октябрьского переворота Патриарх Тихон обратился к Совету Народных Комиссаров со словом «обличения и увещания». Указывая на нарушение всех обещаний, данных народу до прихода к власти, Патриарх снова осудил кровавые репрессии, особенно выделяя убийства ни в чем не повинных заложников. Для достижения своих целей новые властители соблазнили «темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, отуманили его совесть и заглушили в нем сознание греха». Святой Тихон отвергал обвинение в противлении власти и добавлял: «Не наше дело судить о земной власти; всякая власть от Бога допущенная привлекла бы наше благословение», если ее деятельность была бы направлена на благо подчиненных. Заканчивалось обращение поистине пророческим предупреждением, не употреблять власть на преследование ближних. «А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами пролитая, и от меча погибнете вы сами, взявшие меч». Патриарх призывал «верных чад Церкви» не к вооруженной борьбе, а к покаянию и духовному, молитвенному подвигу: «противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага». Святейший Тихон умолял православный народ «не сходить с пути крестного, ниспосланного Богом, на путь восхищения мирской силы», особо предостерегал чтобы не позволяли увлечь себя страстию отмщения. Служителям Церкви Патриарх напоминал что они «по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов» и не участвовать в политических партиях и выступлениях.

Требование Патриарха не связывать Церковь ни с каким политическим движением, ни с каким образом правления в условиях ожесточенной войны не смогло отвести угроз в его адрес. Власти обвинили его в пособничестве белому движению и в контрреволюционности.

Осенью 1918 г. во время разгула красного террора власти предприняли попытки организовать кампанию против Патриарха Тихона в связи с делом главы английской миссии Локкарта и провели первый обыск на его квартире 24 ноября 1918 г. Патриарх Тихон был заключен под домашний арест. Основной пункт предъявленных Патриарху обвинений сводился к якобы имевшим место призывам Первосвятителя к свержению советской власти. В ответном письме в Совнарком Патриарх заявил, что он никаких воззваний «о свержении советской власти» не подписывал и никаких действий для этого не предпринимал и предпринимать не собирается. «Что многим мероприятиям народных правителей я не сочувствую и не могу сочувствовать, как служитель Христовых начал, этого я не скрываю и о сем открыто писал в обращении к Народным Комиссарам перед празднованием годовщины Октябрьской революции, но тогда же и столь же откровенно я заявил, что не наше дело судить о земной власти, Богом допущенной, а тем более предпринимать действия, направленные к ее низвержению. Наш долг лишь указать на отступления людские от великих Христовых заветов, любви, свободы и братства, изобличать действия, основанные на насилии и ненависти, и звать всех ко Христу». Совет объединенных приходов Москвы, понимая, что жизни Патриарха грозит опасность, организовал из добровольцев безоружную охрану у покоев Святейшего на Троицком подворье.

14 августа 1919 г. Наркомат издал постановление об организации вскрытия мощей, а 25 августа 1920 г. – о ликвидации мощей во всероссийском масштабе. Было вскрыто 65 рак с мощами российских святых, в том числе и самых почитаемых, таких как преп. Сергий Радонежский и преп. Серафим Саровский. Патриарх Тихон не мог оставить без ответа это глумление и написал воззвание, требуя прекратить кощунства.

Вскрытие мощей сопровождалось закрытием монастырей. В 1919 г. власти посягнули на национальную святыню – Троице-Сергиеву Лавру и святые мощи преп. Сергия Радонежского, вызвав этим бурю возмущений. Несмотря на то, что вскрытие мощей было чрезвычайно оскорбительно для Церкви и означало прямое гонение на веру, народ не ушел из Церкви.

13 сентября и 10 октября 1920 г. св. Патриарх Тихон был подвергнут допросам. 24 декабря 1919 г. последовало решение ВЧК снова подвергнуть Патриарха домашнему аресту, главная цель которого заключалась в его изоляции. В этот период святитель Тихон постоянно служил в домовом Сергиевском храме Троицкого подворья. Из-под домашнего ареста он был освобожден не ранее сентября 1921 г., хотя постепенно режим ареста был ослаблен и Святителю разрешали выезжать на служение. Последующие события были еще более зловещими.

В 1921 году начался страшный голод в Поволжье. Летом 1921 года Патриарх Тихон опубликовал послание, которое называлось «Воззвание Патриарха Московского и всея Руси Тихона о помощи голодающим». Это послание было прочитано всенародно в храме Христа Спасителя. За ним последовали обращения Патриарха Тихона к папе Римскому, к архиепископу Кентерберийскому, к американскому епископу с просьбой о скорой помощи голодающему Поволжью. И эта помощь пришла. Была организована ассоциация под названием ARA (American Relife Association), которая вместе с другими международными организациями спасла очень много людей. И несомненно, что голос Патриарха Тихона в этом деле сыграл огромную роль, потому что именно к нему было больше всего доверия за границей.

После обращения Патриарха Тихона к российской пастве, народам мира, главам христианских церквей за границей о помощи голодающим Поволжья в храмах России начались сборы пожертвований. Одновременно Патриарх в письме от 22 августа 1921 г. предложил властям широкую программу помощи голодающим, в том числе создание Церковного комитета в составе духовенства и мирян для организации помощи. 19 февраля 1922 г. Патриарх Тихон обратился с воззванием, в котором предложил собрать необходимые для голодающих средства «в объеме вещей, не имеющих богослужебного употребления», и ЦК Помгола одобрил это предложение. Однако уже 23 февраля 1922 г. был опубликован декрет об изъятии церковных ценностей, принятый ВЦИК по инициативе Л.Д.Троцкого и положивший начало ограблению православных храмов и монастырей России. В декрете речь шла о сдаче государству всех драгоценных предметов из золота, серебра и камней, включая предназначенные для богослужения, запрещалась замена драгоценных предметов, имеющих «богослужебное употребление» равноценным количеством золота и серебра. В каждой губернии создавалась Комиссия под председательством одного из членов ВЦИК, участие духовенства в ее работе исключалось, Церковь была отстранена от организации сдачи ценностей. Таким образом, добровольное пожертвование церковного имущества было заменено декретом на насильственное изъятие. Контроль со стороны духовенства был для большевиков совершенно неприемлем, так как в это время из разных стран, которые откликнулись на призывы Патриарха и других русских общественных деятелей, уже поступила продовольственная помощь в достаточном количестве, и в привлечении для этих целей церковных средств не было необходимости.

В письме к М. И. Калинину от 25 февраля 1922 г. Патриарх призвал власть отказаться от столь неожиданного решения, чреватого непредсказуемыми последствиями. Но попытки святителя Тихона предотвратить неизбежный конфликт были интерпретированы как стремление «черносотенного духовенства» защитить церковное добро. Тогда Патриарх Тихон обнародовал свое послание от 28 февраля 1922 г., осудив декретированное изъятие как «акт святотатства».

В заявлении, опубликованном 15 марта 1922 г. в «Известиях ВЦИК», Патриарх Тихон призывал Комиссию по изъятию при Помголе с «должной осторожностью отнестись к ликвидации ценного имущества» и убеждал, что у Церкви нет такого количества золота, которое надеялись изъять В.И.Ленин и Л.Д.Троцкий.

Постановления Политбюро ЦК, регламентирующие антицерковную политику большевиков в описываемый период, принимались фактически под диктовку Троцкого: и идейная разработка, и кадровые назначения, также, как сама инициатива и «бешеная» энергия в ее осуществлении вместе со стратегией и тактикой – все исходило от Льва Давыдовича, поистине одержимого желанием отнять золото, расстрелять попов, ограбить даже и самые бедные храмы. Одно за другим пишет он руководящие письма, записки, тезисы, направляющие всю деятельность Политбюро, ВЦИК, Ревтрибунала, НКЮ, всевозможных комиссий и т.п. Но среди его писем от 11, 13, 22, 30 марта не менее, а скорее еще более зловещим шедевром является теперь знаменитое, а тогда «строго секретное» письмо Ленина членам Политбюро от 19 марта 1922 г. о сопротивлении изъятию в Шуе и политике в отношении Церкви. В целом вторя Троцкому, Ленин, также одержимый мечтой награбить несколько миллиардов золотых рублей, настаивает на том, что «именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

В этом письме определялись в целом программные цели партии в отношениях с Церковью на ближайшие десятилетия: устранить институт Церкви, ликвидировать сословие духовенства, найти золото для мировой революции и укрепления пролетарского государства. На заседании Политбюро ЦК 20 марта 1922 г. был одобрен практический план проведения кампании («17 тезисов» Л. Д. Троцкого), означавший переход от имитации правовых, олицетворявшихся ВЦИКом, к откровенно военным методам ведения кампании по изъятию.

24 марта 1922 г. «Известия» поместили передовицу, в которой в жестком тоне заявлялось, что мирный период в кампании изъятия ценностей закончен.

Массовое народное сопротивление повсюду было беспощадно подавлено. Суды, открытые процессы над «церковниками», расстрелы прокатились по всей России. Верховный Трибунал предписал ревтрибуналам инкриминировать Патриарху Тихону, митрополиту Вениамину (Казанскому) и другим церковным иерархам идейное руководство акциями народного сопротивления.

В конце апреля-начале мая 1922 г., как ни старались большевики, кампания по изъятию церковных ценностей не была завершена. Напротив, ужесточались методы ее ведения. Проведенная «бешеная» кампания не достигла поставленных Политбюро ЦК РКП(б) целей. Власти получили примерно одну тысячную часть планируемого количества золота. Собранные драгоценности составили лишь незначительную часть той суммы, на которую рассчитывали, – всего немногим более 4,5 миллионов золотых рублей, которые в основном были потрачены на проведение самой кампании по изъятию. Но ущерб не укладывался ни в какие цифры. Погибли святыни православия, национальные сокровища России.

Жесткая линия в отношении духовенства, санкционированная Политбюро ЦК РКП(б), с рвением претворялась в жизнь ГПУ, в котором церковными вопросами занималось VI отделение секретного отдела во главе с Е. А. Тучковым. Чекисты, фальсифицируя действительность, возложили на церковное руководство ответственность за волнения верующих и кровавые столкновения. 28 марта 1922 г. Патриарха Тихона вызвали на Лубянку и допросили. После этого его вызывали в ГПУ 31 марта, 8 апреля и 5 мая.

Все эти допросы не дали ожидаемого результата: осуждение Патриархом Тихоном антиправительственных действий духовенства не состоялось. 6 мая 1922 г. Патриарх был заключен под домашний арест (официальное постановление о домашнем аресте было подписано 31 мая 1922 г.). На допросе 9 мая 1922 г. Патриарха ознакомили с приговором по московскому процессу о привлечении его к судебной ответственности и взяли подписку о невыезде.

К этому времени в результате усиленной работы ГПУ был подготовлен обновленческий раскол. 12 мая 1922 г. к Патриарху Тихону, находившемуся под домашним арестом на Троицком подворье, явились три священника, лидеры так называемой «Инициативной группы прогрессивного духовенства». Они обвинили Патриарха в том, что его линия управления Церковью стала причиной вынесения смертных приговоров и потребовали от Святителя Тихона оставить патриарший престол. Прекрасно понимая, кем инициирован этот визит, не без мучительных колебаний Патриарх решился временно поставить во главе церковного управления старейшего иерарха митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), о чем официально известил Председателя ВЦИК М. И. Калинина, но от престола не отрекся. 18 мая члены «Инициативной группы» добились от Патриарха Тихона согласия на передачу через них канцелярии митр. Агафангелу, после чего объявили о создании в их лице нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ) Русской Церкви.

19 мая 1922 г. Патриарх Тихон был заточен в Донской монастырь в одну из квартир маленького двухэтажного дома рядом с северными воротами. Теперь он находился под строжайшей охраной, ему запрещалось совершать богослужение. Только раз в сутки его выпускали на прогулку на огороженную площадку над воротами, напоминавшую большой балкон. Посещения не допускались. Патриаршая почта перехватывалась и изымалась.

Дело Патриарха Тихона было передано ГПУ, режиссура судебного процесса осуществлялась Политбюро ЦК РКП(б). Вместе с Патриархом Тихоном к следствию были привлечены архиепископ Никандр (Феноменов), митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) и Управляющий канцелярией Синода и Высшего Церковного Управления Петр Викторович Гурьев. Вместе с делом Патриарха в ГПУ находились дела всех членов Священного Синода, и под арестом содержалось около 10 человек.

Яркой страницей этого периода явилось Петроградское дело митрополита Вениамина (Казанского) и его ближайших сотрудников. В кампании по изъятию ценностей митрополит Петроградский Вениамин занял позицию еще более мягкую, чем Патриарх Тихон, и призвал вообще все отдать, не сопротивляясь. Однако, после отказа сотрудничать с обновленцами он был арестован и осужден на «открытом» судебном процессе. В ночь с 12 на 13 августа 1922 г. митрополит Вениамин был расстрелян. Обновленческий раскол развивался по плану, согласованному с ВЧК, и быстро втянул все неустойчивые элементы, которые были в Церкви. В короткое время по всей России всем архиереям и даже всем священникам поступили требования от местных властей, от ЧК, чтобы они подчинились ВЦУ. Сопротивление этим рекомендациям расценивалось как сотрудничество с контрреволюцией. Патриарх Тихон был объявлен контрреволюционером, белогвардейцем, и Церковь, которая осталась ему верна, была названа «тихоновщиной».

Во всех газетах того времени ежедневно печатаются большие погромные статьи, которые обличают Патриарха Тихона в «контрреволюционной деятельности», а «тихоновцев» во всяких преступлениях. В 1923 году устраивается обновленческий «Собор», на котором присутствует несколько десятков по большей части незаконно поставленных архиереев, многие из которых женаты. На этом «Соборе» делается лживое объявление о том, что «единогласно принято решение о снятии с Патриарха Тихона сана и даже монашества. Отныне он просто мирянин Василий Иванович Белавин». Этот разбойничий «Собор» получает широкое освещение и поддержку в печати, где отныне Патриарх Тихон до самой смерти именуется только «бывшим патриархом».

С августа 1922 г. до весны 1923 г. велись регулярные допросы Патриарха и привлеченных вместе с ним лиц. Патриарха Тихона обвиняли в преступлениях, за которые предусматривалась высшая мера наказания. В апреле 1923 г. на заседании Политбюро ЦК РКП(б) было принято секретное постановление, по которому Трибунал должен был вынести святителю Тихону смертный приговор.

В это время Патриарх Тихон обладал уже всемирным авторитетом. Весь мир следил с особенным беспокойством за ходом судебного процесса, мировая печать была полна возмущениями по поводу привлечения Патриарха Тихона к суду. И позиция власти изменилась: вместо вынесения смертного приговора Патриарх был «лишен сана» обновленцами, после чего власти начали усиленно добиваться от него покаяния.

Не имея достоверной информации о положении Церкви, Патриарх должен был получить из газет представление о том, что Церковь гибнет… А между тем, в это время деятели ВЦУ перессорились между собой, раскололись на разные группы и все больше внушали отвращение верующему народу. Патриарху Тихону было предложено освобождение из-под ареста при условии публичного «покаяния», и он решил пожертвовать своим авторитетом ради облегчения положения Церкви. 16 июня 1923 г. Патриарх Тихон подписал известное «покаянное» заявление в Верховный Суд РСФСР, запомнившееся словами: «… я отныне советской власти не враг».

Расстрел Патриарха не состоялся, но в застенках Лубянки было получено «покаянное» заявление Патриарха Тихона, поставившее под сомнение в глазах ревнителей чистоты церковной позиции стойкость Святителя. С тех пор перед епископами будет постоянно стоять вопрос, что лучше: сохранить неповрежденным свое свидетельство об Истине перед лицом пыток и смерти или путем компромисса постараться получить свободу и на свободе еще послужить Церкви.

27 июня 1923 г. закончилось более чем годовое пребывание Патриарха Тихона под арестом, заточение его во внутренней тюрьме ГПУ, и он был переведен вновь в Донской монастырь. Еще раньше, 13 марта 1924 г., следственное дело по обвинению Патриарха Тихона было прекращено постановлением Политбюро ЦК РКП(б). Закончилось, не начавшись, одно из самых громких судебных дел того страшного времени.

28 июня 1923 г., на следующий день после освобождения из внутренней тюрьмы на Лубянке, Святитель Тихон поехал на Лазаревское кладбище, где совершалось погребение известного старца отца Алексея Мечева. «…Вы конечно слышали, что меня лишили сана, но Господь привел меня здесь с вами помолиться…», – сказал Патриарх Тихон во множестве собравшемуся народу (отца Алексея Мечева знала вся Москва). Встречен он был с восторгом, народ забросал его коляску цветами. Сбылось предсказание отца Алексея: «Когда я умру, вам будет большая радость».

Любовь народная к Патриарху Тихону не только не поколебалась в связи с его «покаянным» заявлением, но стала еще больше. Его все время приглашали служить, часто он служил в большом летнем соборе Донского монастыря, именно в последние два года жизни Святейший Патриарх Тихон совершил особенно много архиерейских хиротоний. Обновленческие приходы сразу стали возвращаться в юрисдикцию Патриарха Тихона. Перешедшие к обновленцам архиереи и священники во множестве приносили покаяние Святейшему Патриарху Тихону, который милостиво принимал их снова в общение, приглашал служить с собой и часто даже одаривал этих изменников.

Последний период жизни Святейшего Патриарха Тихона поистине был восхождением на Голгофу. Постоянные провокации ЧК, злоба и клевета обновленцев, непрерывные аресты и ссылки архиереев и духовенства… Лишенный всякого управленческого аппарата, Патриарх Тихон часто не имел связи с епархиальными архиереями, не имел нужной информации, должен был все время как бы разгадывать тайный смысл назойливых требований чекистов и противостоять им с наименьшими потерями.

Фактически, всякий раз, когда Патриарх отвергал очередное требование советской власти, арестовывался и посылался на смерть кто-либо из его ближайших помощников. Положение Патриарха Тихона в это время ярко изображает эпизод, связанный с требованием Е.А.Тучкова ввести в Церковное управление протоиерея Красницкого – главы «Живой Церкви», предателя, который будто бы покаялся.

В это время к Патриарху Тихону, освободившись на короткое время из ссылки, прибыл митрополит Кирилл (Смирнов), один из самых любимых его соратников. Между ними состоялась замечательная беседа. Митрополит Кирилл сказал: «Не нужно, Ваше Святейшество, вводить в высшее церковное управление этих (как он выразился) комиссаров в рясах». Патриарх Тихон на это ему ответил: «Если мы не будем идти на компромиссы, то тогда все вы будете расстреляны или арестованы». И митрополит Кирилл сказал Патриарху: «Ваше Святейшество, мы теперь только на это и годимся, чтобы в тюрьмах сидеть». После этого, получив адрес от Елисаветградского духовенства с просьбой не включать Красницкого в Высшее церковное управление, Патриарх написал на нем резолюцию, которая очень хорошо характеризует его духовный облик: «Прошу верить, что я не пойду на соглашения и уступки, которые приведут к потере чистоты и крепости Православия».

Резолюция эта показывает, что Патриарх уповал на доверие народа, и народ, действительно, верил ему. Силу свою Святейший Патриарх Тихон черпал именно в вере и верой призывал сопротивляться всякому преступлению, всякому злу.

Замысел с введением Красницкого в Церковное управление провалился, и в ответ на это Тучковым было запрещено и упразднено епархиальное управление, епархиальные собрания. Патриарх Тихон, оставшись без сосланного уже в Соловки владыки Иллариона (Троицкого), трудится теперь вместе с митрополитом Крутицким Петром (Полянским). Он служит во многих храмах, принимает людей, его дверь всегда открыта для всех. Он удивительно доступен и прост и старается утверждать Церковь, утверждать всех, кто приходит к нему, своей любовью, своей службой, своей молитвой. Характерно, что за семь лет своего патриаршества он совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. То есть, получается, что он служил примерно каждые два-три дня… В первый период до ареста Патриарх чаще всего служил в Крестовом в честь преподобного Сергия храме Троицкого подворья, после ареста – в Донском монастыре. И всегда он очень много ездил и по московским храмам.

Но жизнь святителя все время была под угрозой. Кто-то несколько ночей подряд пилил железную решетку на окнах патриаршей квартиры на втором этаже. 9 декабря 1924 г. внезапно дверь квартиры была открыта ключом, и в квартиру вошли два человека. Навстречу им вышел любимый келейник Святейшего Патриарха Яков Анисимович Полозов, который был убит в упор тремя выстрелами «бандитов». Очевидно, выстрелы предназначались Патриарху, т.к. в это время обычно он оставался один.

Патриарх Тихон, чрезвычайно любивший Якова Анисимовича, пережил эту смерть очень тяжело. Он понимал, что пуля предназначалась ему, поэтому повелел похоронить своего келейника рядом со стеной храма в Донском монастыре. Тучков это запрещал, но Патриарх Тихон сказал: «Он будет лежать здесь» – и завещал себя похоронить рядом с ним, по другую сторону стены храма, что и было потом исполнено.

Страшное напряжение, постоянная борьба подточили здоровье Патриарха. Видимо, предчувствуя опасность, Патриарх воспользовался правом (предоставленным ему Собором 1917 года) оставить после себя завещание, указав трех Местоблюстителей Патриаршего престола на случай своей смерти. Он написал это завещание 25 декабря 1925 г. (7 января по новому стилю), на Рождество Христово, и вскоре после этого был помещен в больницу.

В больнице Патриарх Тихон скоро стал чувствовать себя лучше. Начался Великий Пост, и он стал часто выезжать на богослужения. Все главные службы Великого Поста старался проводить в Церкви. После служб он возвращался в больницу (это была частная больница Бакунина на Остоженке, напротив Зачатьевского монастыря). Последнюю свою литургию он совершил в воскресенье пятой недели Великого Поста, 5 апреля, в храме Большого Вознесения у Никитских ворот.

21 марта 1925 г. состоялся очередной допрос находящегося в лечебнице больного Патриарха. Сразу же после допроса было оформлено постановление об избрании меры пресечения, однако графа осталась незаполненной и не была проставлена дата, очевидно, для решения вопроса на более высоком уровне.

В день Благовещения 7 апреля Святейший Патриарх Тихон собирался служить литургию в Елохово в Богоявленском соборе, но не смог, чувствуя себя плохо. Однако по требованию Тучкова он был увезен из больницы на какое-то заседание.

Когда он вернулся, к нему несколько раз приезжал митрополит Петр (Полянский), последнее посещение закончилось только в 9 часов вечера. Святитель должен был мучительно редактировать текст воззвания, которое настойчиво, срочно и, как всегда, ультимативно, требовал Е.А. Тучков. Текст был заготовлен в ГПУ и имел неприемлемое для Патриарха содержание. Патриарх переправлял, Тучков не соглашался. На требования Тучкова, передаваемые через митрополита Петра, Святитель Тихон отвечал: «Я этого не могу». На каком варианте остановился бы Святейший Патриарх, если бы продлилась его жизнь, и был ли им подписан текст, появившийся в «Известиях» 14 апреля 1925 г. в качестве предсмертного завещания, теперь сказать невозможно. После ухода митрополита Петра Патриарх попросил сделать ему укол снотворного и сказал: «Ну вот, я теперь усну. Ночь будет долгая-долгая, темная-темная». Укол был сделан, но вскоре Святейшему Патриарху сделалось очень плохо.

В 23 часа 45 минут 7 апреля, святой Патриарх спросил: «Который час?» Получив ответ, сказал: «Ну, слава Богу». Потом трижды повторив: «Слава Тебе, Господи!» и перекрестившись два раза, тихо отошел ко Господу. Немедленно был вызван митрополит Петр и почему-то тотчас приехал Тучков . Он потирал руки от радости, улыбался и тут же присвоил себе четыре тысячи рублей, собранные прихожанами на постройку отдельного домика в Донском монастыре для Патриарха Тихона[19].

Перед похоронами Патриарх Тихон был перевезен в Донской монастырь. На похороны его съехались почти все епископы Русской Церкви, их было около шестидесяти. Было вскрыто завещание Патриарха, в котором назывались три Местоблюстителя Патриаршего престола. Первым Местоблюстителем был назван митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), который в это время находился в ссылке и поэтому воспринять местоблюстительство не имел возможности. Вторым Местоблюстителем был снова назван старейший иерарх Русской Церкви митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский). Он также находился в это время в ссылке. Третьим Местоблюстителем Патриаршего престола был назван митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Решением всего наличного собрания архиереев, по существу представлявшего собой Собор Русской Православной Церкви, он воспринял звание Местоблюстителя Патриаршего престола.

Прощание с Патриархом было открытое. Невиданные толпы людей шли прощаться с ним день и ночь. Останавливаться у гроба было нельзя, по подсчетам мимо гроба прошло около миллиона человек. Сонмом епископов и священства было совершено торжественнейшее погребение Патриарха Тихона при стечении колоссальных толп народа.

Не только весь Донской монастырь, но и все окружающие улицы были полностью запружены людьми. Конечно, никакая милиция не могла бы справиться с такой толпой, но всеми был соблюден полный благоговейный порядок, не было никаких скандалов, никакого шума. Все провожали своего Пастыря и отца в благоговении. Так закончилась жизнь великого святого. Для Патриарха Тихона было характерно удивительное смирение, кротость, тихость. Он был великим молитвенником и всегда предавал себя в волю Божию. Его службы отличались торжественностью и глубокой молитвенностью. Существует несколько замечательных свидетельств о его духовной жизни. Очень характерно свидетельство конвоиров, которые стерегли его во время домашнего ареста. «Всем хорош старик, – говорили они, – только вот молится долго по ночам. Не задремлешь с ним». Сам Патриарх Тихон говорил: «Я готов на всякое страдание, даже на смерть во имя веры Христовой». Другие его слова объясняют «компромиссные» послания: «Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза».

В заключение можно привести слова нескольких церковных деятелей о Патриархе Тихоне. «Патриарх в узах во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний, и во всем христианском мире нет имени, которое повторялось бы с таким уважением, как имя главы Русской Церкви» (прот. Сергий Булгаков). «Он, Патриарх Тихон, исчерпал все возможные для Церкви и церковного человека меры примирения с властью гражданской и явился жертвой в самом внутреннем, широком и глубоком смысле этого слова. Жертвуя собою, своим именем, своей славой исповедника и обличителя неправды, он унижался, когда переменил свой тон с властью, но никогда не пал. Он унижал себя, но никого больше, не сохранялся и не возвышался унижением других. Он не щадил себя, чтобы снискать пощаду пастырям, народу и церковному достоянию. Его компромиссы делание любви и смирения. И народ это понимал и жалел его искренне и глубоко, получив полное убеждение в его святости. Это мужественное и кротчайшее существо, Это исключительно безукоризненная святая личность» (прот. Михаил Польский).

Есть еще одно свидетельство святости Патриарха Тихона, которое мало известно. В Париже некий недавно обратившийся к вере православный врач М. пришел к митрополиту Евлогию, патриаршему экзарху Западной Европы, сообщил ему, что он видел сон. Во сне ему было сказано, что «Вот, идет Божия Матерь за душою Патриарха Тихона, – со святым Василием Великим, который много помогал ему при жизни в управлении Церковью». После этого он услышал некий шум и понял, что проходит Божия Матерь. На этом сон кончился. Врач стал спрашивать митрополита Евлогия, почему с Божией Матерью шел Василий Великий? На это митрополит Евлогий ответил, что Патриарх Тихон в миру носил имя в честь святого Василия Великого. На другой день поступили газетные сообщения о кончине Патриарха Тихона. Именно в тот момент, когда Патриарх Тихон умирал, Божия Матерь явилась этому доктору.

Патриарх Тихон обладал даром прозорливости, он многим предсказал будущее. Сам он, конечно, часто будущее предвидел и навык вручать себя, судьбу Церкви, паствы, всех своих ближних воле Божией, которой он всегда был верен и всегда ее искал. И верил, что воля Божия одна только может управить Церковью, она одна спасительна.

ТРОПАРЬ, глас 1.
Апостольских преданий ревнителя и
Христовы Церкве пастыря добраго,
душу свою за овцы положившаго,
жребием Божиим избранного Всероссийского Патриарха Тихона восхвалим
и к нему с верою и упованием возопиим:
предстательством святительским ко Господу
Церковь Русскую в тишине соблюди,
расточенная чада ея во едино стадо собери,
отступившия от правыя веры к покаянию обрати,
страну нашу от междоусобныя брани сохрани и
мир Божий людем испроси.

ТРОПАРЬ, глас 3.
В годину тяжкую Богом избранный,/
в совершенной святости и любви Бога прославил еси,/
во смирение величие, в простоте и кротости силу Божию являя,/
положил еси душу за Церковь, за люди своя,/
исповедниче святе, Патриарше Тихоне,/
моли Христа Бога,/
Ему же сораспялся еси,//
и ныне спасти землю Русскую и паству твою.

Источники:
1. Прот. Владислав Цыпин. Из Собрания «История Русской Церкви митр. Макария». Т.9, гл. 2. Русская церковь при Святейшем Патриархе Тихоне (1917-1925).
2. Православная энциклопедия, т. Русская Православнвя Церковь. М. 2000.

Протоирей Владимир Воробьев

 

 

(203)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *