СЕМИНАРИЯ

Семинария

Версия для печати

Основана как училище в 1869 году святителем Макарием (Невским). Статус семинарии присвоен в 2006 году.

Историческая справка

10.12.2013

Барнаульское духовное училище

«1997 год в истории Барнаула был ознаменован возобновлением работы Барнаульского духовного училища. По благословению Священного Синода в 2006 году училищу был присвоен статус семинарии — высшего духовного учебного заведения Русской Православной Церкви».

Историческая справка

Подход к духовному образованию в Барнаульской духовной семинарии очень серьезный: разработаны, утверждены и успешно действуют программы, соответствующие современным требованиям. В семинарии сильный преподавательский состав: есть кандидаты и доктора наук, имеющие как богословское, так и светское образование. Выпускники, окончившие семинарию в священном сане, сегодня осуществляют свое служение на территории всей Барнаульской епархии – в приходах края и Республики Алтай. С 2006 года воспитанники обучаются по полной семинарской программе.

Семинария готовит будущих священнослужителей. Срок обучения пять лет. Студенты изучают литургику, Священное Писание, катехизис, нравственное богословие, патрологию, гомилетику, общецерковную историю, историю Русской Православной Церкви, практическое руководство для пастырей, сектоведение, церковное искусство, пастырское богословие, психологию, педагогику, экономику прихода, догматическое богословие, основное богословие, церковное право, византологию, историю России, церковное пение, философию, историю религий, стилистику, историю поместных церквей, информатику, получают хорошую языковую подготовку – учат русский, английский, немецкий, церковнославянский, латинский, греческий языки… Но подготовка в духовных школах предполагает не только получение каких-то знаний. Главная задача – воспитать человека в духе живой церковности, чтобы в дальнейшем он смог стать настоящим духовным наставником, образцом во всем для своих прихожан. В семинарии стационарное обучение: воспитанники, даже если являются жителями краевого центра, живут при семинарии. Жизнь в духовной школе построена с учетом традиций и устава Русской Православной Церкви, в строгом соответствии с годичным циклом рабочих дней и праздников, что приучает воспитанников правильно планировать свое время. Студенты участвуют в богослужениях, поют на клиросе, несут послушания в качестве пономарей – словом, постепенно приобретают практические навыки, которые пригодятся им в их дальнейшей жизни, связанной со служением Церкви.

В настоящее время существуют богословские институты, в университетах открываются теологические факультеты, которые дают своим студентам определенное количество знаний в области богословия, философии, религии, языков вне зависимости от их духовного состояния, образа жизни. Духовные же училища, семинарии занимаются, помимо обучения, воспитанием будущего священнослужителя. Случайных людей в семинарии нет. Поступающие в семинарию должны соответствовать определенным требованиям: прежде всего это должны быть верующие люди, знающие определенные молитвы, имеющие какой-то опыт живой церковной жизни, навыки чтения на церковнославянском языке… Абитуриенты приезжают с рекомендациями от священников, приход которых направляет их на обучение. После сдачи вступительных экзаменов абитуриенты проходят собеседование с ректором семинарии – Преосвященнейшим Максимом, епископом Барнаульским и Алтайским.

В некоторых европейских странах диплом об окончании духовного учебного заведения котируется очень высоко. Хочется надеяться, что недалеко то время, когда и в России специалисты с духовным образованием займут достойное место в жизни общества.

Ректорат Барнаульскоой духовной семинарии

Преподаватели

10.12.2013

Преосвященнейший Сергий, епископ Барнаульский и Алтайский

Ректор Барнаульской духовной семинарии.

Родился 29 августа 1957 г. в с. Троицкое Ливенского р-на Орловской обл., крещен во младенчестве. Обучался в средней школе с. Троицкое и в школе № 2 г. Ливны. В 1975-1977 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1978 г. работал шофером на автопредприятии, затем трудился в Сергиевском храме г. Ливны.

В 1979-1982 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1982-1986 гг. — в Московской духовной академии. Кандидат богословия по кафедре гомилетики.

21 ноября 1985 г. в Покровском храме МДА ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен во диакона, а 23 февраля 1986 г. — во иерея.

12 июня 1986 г. награжден наперсным крестом.   Подробнее…

Протоиерей Алексий Горин

Биография: родился 19 декабря 1970 года в г. Свердловске ныне г. Екатеринбург, в семье служащих. Отец — кандидат физико-математических наук, доцент. Мать —  инженер.

Научная биография: кандидат философских наук, доцент международной славянской академии. решением Фонда преподобного Серафима Саровского за многолетний труд на ниве православного образования присвоено почетное звание «Серафимовский учитель».

Церковные послушания: помощник Епархиального архиерея Барнаульской епархии по просветительским вопросам, первый проректор Барнаульской духовной семинарии и клирик Барнаульского Покровского кафедрального собора.  Подробнее…

Протоиерей Сергий Фисун

Протоиерей Сергий Фисун

Научная биография: Окончил в 1989 году филологический факультет Барнаульского государственного педагогического института, в 1996 году Томскую духовную семинарию. Рукоположен в 1991 году. В 2006 – закончил Московскую духовную академию.

Церковные послушания: Редактор духовно-просветительской газеты «Александро — Невский вестник». В семинарии преподаёт сравнительное богословие, православную и русскую литературу на 4-м курсе. Ведёт занятия в воскресной школе при Александро — Невском соборе. Является штатным священником Александро – Невского собора г.Барнаула, а также проректором по научной работе в БДС.

Научные интересы: Сравнительное богословие, Русская литература XIX века.

Протоиерей Георгий Крейдун

Научная биография: Окончил Бийский государственный педагогический институт, Московскую духовную семинарию. Кандидат физико-математических наук. Закончил православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, кандидат богословия.

Церковные послушания: Проректор по учебной работе. Настоятель строящегося храма Иоанна Богослова, председатель Комиссии по канонизации святых Барнаульской епархии. В семинарии преподаёт основное богословие на 3 курсе и апологетику на 4 курсе.

Научные интересы: История Алтайской духовной миссии.

Публикации: Около 30-ти в периодической прессе. Около 40-ка в научных изданиях. Подробнее…

Иерей Георгий Барков

Биография: родился 17 января 1955 года в селе Жилино Первомайского района Алтайского края в многодетной семье верующих родителей, из служащих.

Закончил военное училище, военную академию, проходил службу в Дальней Авиации до 1998 года. По увольнении в запас нес послушание завхоза, пономаря в храме Казанской иконы Божией Матери города Канска Красноярского края. Рукоположен в сан в 2002 году.

Церковные послушания: С 2008 по 2013 год являлся заведующим пансионата при Барнаульской Духовной семинарии. Окончил Барнаульскую Духовную семинарию в 2011 году. С 1 августа 2013 года — проректор Барнаульской Духовной семинарии по воспитательной работе, заведующий подготовительным отделением семинарии.

20,5 Kb

 Иерей Владимир Матусов 

Научная биография: В 2001 году окончил Тобольскую духовную семинарию. 16 августа 2001 года был рукоположен Высокопреосвященнейшим Тихоном, архиепископом Новосибирским и Бердским (временно управляющим Барнаульской епархией) во диакона, а 19 августа тогоже года во пресвитера, тем же архипастырем. С сентября 2001 года — преподаватель Барнаульской  духовной семинарии.

Церковные послушания: Преподаёт догматическое богословие на 2 и 3 курсах. Является штатным священником храма св. ап. Андрея Первозванного г. Барнаула и руководителем епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Член редакционной коллегии епархиального вестника «Алтайская миссия».

18,2 Kb

Изосимов Алексей Александрович 

В 1999 году закончил Тобольскую духовную семинарию. В 2011 закончил Московскую духовную академию.

Церковные послушания: с 2004 по 2006 дежурный помощник проректора по воспитательной работе Барнаульской духовной семинарии, преподаватель ряда дисциплин, в том числе и в Регентской школе.

С 2006 года по 2013 год методист учебной части и заведующий отделением экстерната Барнаульской духовной семинарии.

По совместительству с 2010 года куратор Богословско-катехизаторской школы имени святителя Макария (Невского), митрополита Московского.

С ноября 2012 года ответственный редактор журнала Барнаульских духовных школ «Покров».

В августе 2013 года назначен заведующим реорганизованного из отделения экстерната сектора заочного обучения Барнаульской духовной семинарии.

С сентября 2013 года директор воскресной школы Покровского кафедрального собора.

Награжден Архиерейскими грамотами в 2009 и в 2013 году.

В 2013 году отмечен Благодарностью от Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.

Автор книги «Из истории Барнаульского духовного училища: 1869- 1917, 1995-2006 г.г.»

16,56 Kb

Диакон Владимир Черных

Научная биография: В 2005 г. закончил Барнаульскую государственную академию культуры и искусств. Рукоположен в сан диакона в 2003 г.

Церковные послушания: С 2003 г. преподаватель Церковного пения в БДС. С 2006 г. преподаватель дирижирования в регентской школе при БДС.

Научные интересы: История, теория, практика знаменного распева.

Публикации: (Научный руководитель, доцент Т.В.Тарасова) 1) Самобытные черты знаменного распева. Сохранение и развитие традиций православной культуры в Сибирском регионе средствами хоровой музыки (23-24мая 2003 г.).- Барнаул: АГИИК 2003 г. С.-57.

(Научный руководитель, доцент Т.В.Тарасова) 2) Духовно-Нравственное воспитание молодёжи г.Барнаула и православная музыкальная культура: проблемы сопряжённости. Молодёжь-Барнаул. Материалы научно-практической конференции (22-23 ноября 2004 г.) – Барнаул: Азбука, 2004 г. С.- 91.

16,16 Kb

Иерей Дмитрий Котов

Научная биография: В 1999 г. закончил Кемеровский Проф-Тех колледж, в 2005г. закончил Тобольскую духовную семинарию.

Церковные послушания: С октября 2005г. преподаватель Барнаульской Православной духовной семинарии, с мая 2006г. регент мужского хора БДС.

15,93 Kb

Протоиерей Евгений Елисеев

Научная биография: Закончил Тобольскую духовную семинарию, Московский институт лёгкой текстильной промышленности. Преподаёт в АлтГУ на кафедре теологии и религиоведения, в АКИПКРО, работает в школе.

Церковные послушания: Является настоятелем Андреевской церкви г. Барнаула, преподавателем Барнаульской духовной семинарии. Помощник благочинного Барнаульского округа по сектору «Воскресные школы».

Научные интересы: Нравственное богословие и вопросы религиозной философии.

Публикации: Учётные программы по шести богословским дисциплинам учебных курсов АлтГУ кафедры «Теологии и религиоведения» в Барнаульской духовной семинарии.

19,76 Kb

Иерей Иоанн Мельников

Научная биография: Закончил Тобольскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию.

Церковные послушания: Преподаватель, секретарь совета, менеджер епархии, штатный клирик Свято-Никольского храма.

Научные интересы: История христианства.

Научные работы: диплом ТПДС: «Проблема смысла жизни и её решение в Православии и других религиях». Кандидатская: «Рабство в истории христианской культуры. Римская империя 1-5 вв.».

Еремин Игорь Александрович

Родился 22 июня 1961 г. в г. Барнауле. В 1978 г. после окончания средней школы поступил на исторический факультет Барнаульского государственного педагогического института. В 1983 г. закончил с отличием институт по специальности «История и английский язык», квалификация «Учитель истории, обществоведения и английского языка». В период с 1985 по 1988 гг. обучался в аспирантуре в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. В декабре 1988 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Партийное руководство патриотическим и интернациональным воспитанием студентов педвузов в 1970- е гг. (на материалах РСФСР)». Диплом кандидата исторических наук получил в 1989 г. В 2000 г. было присвоено ученое звание доцент. В период с 2002 по 2005 гг. обучался в докторантуре в Барнаульском государственном педагогическом университете. В 2006 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Западносибирский тыл России в годы Первой мировой войны (июль 1914-март 1918 гг.)». Диплом доктора исторических наук получил в 2007 г. Ученое звание профессора получил в 2013 г. Общее количество научных и методических публикаций составляет 92. Среди них — монография и учебное пособие с грифом ВАК.

Научные интересы — Западная Сибирь в годы Первой мировой войны, в том числе изучается роль Русской Православной церкви в изучаемый период в регионе; история Алтайской духовной миссии; судьбы репрессированных богоборческой властью православных священников.

18,58 Kb

Инговатов Владимир Юрьевич

Научная биография: Доктор философских наук, профессор. Окончил философский факультет Уральского университета.

Церковные послушания: Преподаёт в Барнаульской духовной семинарии.

Научные интересы: История философии, русская религиозная философия, философская антропология, этика.

Публикации: Смысл человеческого существования: опыт философии нравственности.- Барнаул: издательство АлтГТУ, 2000 г.- 155с.

Обмирщённый человек: опыт эсхатологический антропологии.- Барнаул: издательство АлтГТУ, 2003г.- 147с.

Горизонты и сумерки русской идеи: введение в метафизику исторической судьбы.- Барнаул.- 2006г.- 115с.

Пашкевич Татьяна Владимировна

Научная биография: Закончила в 1988 году Алтайский государственный университет, исторический факультет, получив специальность «Историк. Преподаватель истории и обществоведения». В 1995 году закончила Алтайский государственный институт культуры по специальности «Библиотековедение и библиография». С 1995 по 1998 годы обучалась в аспирантуре при АлтГТУ. В декабре 1998 года защитила кандидатскую диссертацию по социальной философии на тему: «Проблемы смысла истории и природы власти (на материале древнерусской литературы)». В 1994 году прошла курс переподготовки в Республиканском Центре гуманитарного образования в Москве по культурологии. Работает в Алтайском государственном техническом университете на гуманитарном факультете с декабря 1993 года.

Церковные послушания: С 1999 года является преподавателем духовной семинарии.

Предметы: «История философии», «Церковное искусство», «Введение в философию».

Научные интересы: Церковное искусство, преимущественно русская иконопись.

5,31 Kb

Иерей Анатолий Бочкар

Научная биография: в 2007 году окончил магистратуру физико-технического факультета АлтГУ, в 2011 году — Барнаульскую духовную семинарию. 4 декабря 2006 года Преосвященнейшим Максимом, епископом Барнаульским и Алтайским, был рукоположен во диакона; 2 декабря 2007 года — во пресвитера. Штатный клирик Покровского кафедрального собора.

Церковные послушания: заведующий Регентской школой при Барнаульской духовной семинарии, заведующий кабинетом информатики БДС. В Регентской школе преподает катехизис. В Барнаульской духовной семинарии преподает Концепции современного естествознания. Помощник благочинного Барнаульского округа по церковной благотворительности и социальному служению, помощник председателя Епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Публикации: 5 статей в научных изданиях

20,33 Kb

Протоиерей Константин Метельницкий

Иерей Константин Алексеев 

В 2002 году закончил Алтайский государственный технический университет. В 2011 закончил Барнаульскую Православную Духовную Семинарию.

Церковные послушания: с 2011 по 2012 председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

С 2012 года – эконом епархии, председатель епархиальной попечительской комиссии, член редколлегии журнала «Алтайская миссия», преподаватель БПДС по миссиологии и ОСК РПЦ, классный наставник 2 курса БПДС.

С 2011 года настоятель Казанской церкви с. Власиха.

Награжден Архиерейской грамотой в 2011 году.

Награжден набедренником в 2012 году, камилавкой в 2013 году.

Иерей Валентин Михайлов

Научная биография: в 2009 году окончил Барнаульскую духовную семинарию, и в этом же году Алтайский государственный университет, факультет политических наук, специальность теолог, преподаватель.

14 октября 2013 года рукоположен в сан иерея.

Церковные послушания: руководитель канцелярии епархии, преподаватель Барнаульской духовной семинарии (история архаических и нехристианских религий) и Воскресной школы при Покровском кафедральном соборе (понятие о православном богослужении).

иерей Олег Голубитских

Иерей Сергий Прохоров

Родился 3 июня 1979 года.

Научная биография: В 2001 году окончил Барнаульский Государственный Педагогический университет, факультет иностранных языков. В 2008 окончил Барнаульскую Духовную семинарию.

В 2007 году Преосвященнейшим Максимом, епископом Барнаульским и Алтайским, рукоположен в сан диакона; 5 мая 2008 года  — в сан пресвитера.

Церковные послушания: Штатный клирик храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, г. Барнаул. Преподаватель Священного Писания Нового Завета на 2-4 курсах семинарии.  Региональный координатор грантового конкурса «Православная инициатива». Ведущий рубрики «Вопрос-ответ» на епархиальном сайте.

иерей Михаил Бень

Иерей Михаил Бень

Научная биография: В 2003 г. окончил Тобольскую духовную семинарию. В 2002 году Высокопреосвященнейшим Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским, рукоположен в сан диакона; в 2004 г. Преосвященнейшим Максимом, епископом Барнаульским и Алтайским, — в сан пресвитера

Церковные послушания: Настоятель храма Вознесения Господня пос. Научный городок, г. Барнаула. Преподаватель литургики на 1 курсе семинарии. Преподаватель церковного устава в Регентской школе (3-4 классы) при Барнаульской духовной семинарии.

Н.Ю. Абузова

Абузова Наталья Юрьевна

Кандидат филологических наук, доцент. Окончила филологический факультет Алтайского государственного университета, заочную аспирантуру при БГПУ. В 2000 г. в Ученом совете СамГПУ (г. Самара) защитила кандидатскую диссертацию по теме «Типология пейзажа в лирике Ф.И. Тютчева».

Научные интересы: русская поэзия ХVIII — ХIХ  вв; современная зарубежная литература.

Читает курсы «История зарубежной литературы» (Античная литература, Зарубежная литература ХХ века, Зарубежная литература ХХ века (новейшее время)), «История русской литературы ХIХ века (2/3)», учебные курсы для магистрантов.

С 2007 г. читает учебные курсы для студентов Барнаульской духовной семинарии: «Православие и русская литература», «Спецкурс по оформлению дипломных работ».

Публикации: более 30.

Основные: Типология пейзажа в лирике Тютчева, Сновидческие стихотворения Тютчева и духовный мир человека; Мифологический хронотоп дорожных стихотворений Ф.И. Тютчева; Гипотетический пейзаж в лирике Ф. Тютчева; Морской пейзаж в лирике Ф. Тютчева; Город как культурное пространство в лирике Ф.И. Тютчева; Петербургский текст: Пушкин и Тютчев; «Бурные» пейзажи в лирике Ф.И. Тютчева; Типология пейзажа в лирике Ф.И. Тютчева; Общая модель романтического пейзажа в русской поэзии Х1Х века (общие замечания); Поэтика зимы в стихотворениях Ф.Тютчева; Метафизическая модель пространственно-временных отношений в стихотворении Ф.И. Тютчева «Над вино-градными холмами…» (нач. 1830-х гг); Пушкинская тема Петра: опыт реконструкции; «Суточный цикл» в русской поэзии: вечер – ночь (Жуковский, Тютчев); Вечер – ночь в русской поэзии; Время жизни – смерти в поэзии Василия Васильевича Капниста; Поэтический мирообраз в стихотворении В.В. Капниста «Ода на счастье»; Лирический хронотоп поэтов сумароковской школы; Поэтика мгновения: М.Н. Муравьёв и Ф.И. Тютчев; Ночь и бессонница: метафизические вымыслы С.С. Боброва и Ф.И. Тютчева; Апокалипсический комплекс в лирике С. Боброва и Ф.Тютчева; Визионерские мотивы в поэзии С. Боброва; Поэтика времени в поэзии В. Капниста; Риторика картины мира в стихотворениях А.Ф. Мерзлякова; Мирообраз в «вечерних» стихотворениях С.Е Раича.

Богданова Римма Николаевна
20,01 Kb

Желтухина Раиса Васильевна

Окончила факультет культурно-просветительской работы Алтайского государственного института культуры.

Научных интересы: работает над темой: «Проблема адаптации личности студента духовной семинарии в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования в период прохождения педагогической практики».

Преподает дисциплины: «Педагогика» в Барнаульской духовной семинарии, «Православная педагогика», «Возрастная психология», «Методика преподавания основ православной культуры», «Организация работы воскресной школы» — в Регентской школе при Барнаульской духовной семинарии.

Руководит педагогической практикой студентов 3 курса духовной семинарии.

До 2007 года преподавала дисциплины: «Педагогика», «Психология», «Православие» в Алтайском краевом колледже культуры.

Читает лекции «Православная педагогика и психология» учащимся Богословско-катехизаторской школы имени святителя Макария (Невского), митрополита Московского.

Публикации: Тезисы: Научно-методические вопросы адаптации и логики развития личности студента в системе гуманитарных дисциплин. — В сб.: Проблемы и современные подходы к их решению в области гуманитарной подготовки специалистов културы, тОмск 1996, стр. 26-28.

Статья: Качество образования. Технологии контролякачества учебного процесса в ССУз. — В сб.: Система контроля качества подготовки специалистов в области художественного образования и информационных ресурсов: теория и практика. Материалы VI международной научно-практической конференции, Барнаул, 2006 стр. 42-46.

Методические указания и контрольные задания по педагогике для студентов заочной формы обучения по специальности 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество». АККК — Барнаул, 2006 — 37 С.

Методическая разработка «Тематика и принципы работы над рефератами по курсу «Основы православия для студентов колледжа культуры. — Барнаул, 1997 — 15 С.

Учебно-методическое пособие: «Православные праздники». — для студентов 1 курса АККК. — Барнаул, 2006 — 37 С.

 

6,3 Kb

Жердева Ксения (Оксана) Николаевна

Научная биография: Окончила лингвистический институт иностранных языков, аспирантуру Алтайского государственного университета по специальности «Русская литература». Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Образы немецкого мира в творчестве А.А. Фета» (2004 г.). Кандидат филологических наук, доцент.

Научные интересы: сравнительно-историческое литературоведение, репрезентация национальных картин мира в зарубежной литературе (немецкая, английская литература), межкультурная коммуникация, проектная методика в обучении иностранному языку, компаративистика, психолингвистика.

Читает курсы и ведет практические занятия по немецкому языку в АлтГУ, Барнаульской духовной семинарии: «Грамматика немецкого языка», «Практика речи», «Лингвострановедение», «Аналитическое чтение».

Публикации: по методике преподавания иностранного языка, русской литературе, межкультурной коммуникации.

Метельницкая Татьяна Николаевна
7,35 Kb

Муравьева Наталья Леонидовна

Научная биография: Окончила Иркутский институт иностранных языков имени Хо Ши Мина (факультет романских языков).

Читает курс английского языка в Барнаульской духовной семинарии.

Научные интересы: методика преподавания иностранного языка, грамматика английского языка, лексиология французского языка, сравнительная типология.

Публикации: Методические рекомендации по английскому языку для студентов отделения экстерната Барнаульской духовной семинарии. Барнаул, 2010.

16,72 Kb

Злобина Тамара Ивановна

Научная биография: Доцент, на филологическом факультете АлтГУ с 1975 года.

Читает учебные курсы «Латинский язык», «Церковнославянский язык», «Древнегреческий язык», «Палеография», «Риторика в Ветхом и Новом Завете».

Преподаёт в Барнаульской духовной семинарии (курсы «Церковнославянский язык», «Латинский язык», «Греческий язык»).

Чернышева

Чернышева Нина Юрьевна

Научная биография: Кандидат филологических наук, доцент.

Окончила филологический факультет Алтайского государственного университета, аспирантуру АлтГУ. В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его понимания».

Область научных интересов: функционирование языковой системы и текста в межъязыковом и внутриязыковом аспекте, соотношение вербального и музыкального текстов как смыслосодержащих структур.

Читает курсы «Современный русский язык (фонетика, морфемика и словообразование)», «Русский язык и культура речи» (для студентов факультета искусств), «Ортология современного русского языка». Руководит работой студентов в спецсеминаре.

В 2003-2004 гг. читала курс «Культура речи» в Московской академии труда и социальных отношений, в 2003-2008 гг. — курс «Орфография и пунктуация» для студентов Духовной семинарии Алтайской епархии. В 2003-2007 гг. — член экзаменационной приемной комиссии по русскому языку в Московской академии труда и социальных отношений, член экспертной комиссии ЕГЭ по русскому языку.

По состоянию на 12.11.2013

Регентская школа

Версия для печати

Регентская школа при Барнаульской Духовной семинарии

195,19 Kb [1200X598]

Да внемлют те, коих долг есть петь в церкви, что Богу петь должно не гласом, но сердцем, — да не слышны будут в церкви театральные песни, — но должно петь в страхе, во тщании, в ведении писаний. Пусть так поет раб Христов, чтобы не глас поющего приятен был, но слова, произносимые при пении.                                                                                      

 Блаж. Иероним

История школы

24.12.2013

У  ИСТОКОВ

В 1997 году по инициативе Преосвященнейшего Антония (Масендич), Епископа Барнаульского и Алтайского в г.Барнауле было открыто Духовное училище. А через год, в 1998 году при училище открылось одногодичное Псаломническое отделение, и был произведен первый набор в количестве 9 воспитанниц. Первым заведующим отделением фактически был протодиакон Покровского Кафедрального собора – Александр Палий. Он следил за порядком и поведением воспитанниц. Проректором по учебной части училища был митрофорный протоиерей Николай Бурдин. В Духовном училище был также Инспектор и его помощники, которые занимались распределением прослушаний учащихся, как на пастырском, так и на псаломническом отделении.

Воспитанницы жили и учились в церковном доме при Покровском соборе. Там располагались учебный класс, спальня и библиотека. Основное послушание, кроме учебы, было обслуживание «зеленого дома», так называли его воспитанницы. Зимой, необходимо было круглосуточно топить печь и убирать снег на территории церковного дома.

Питались все учащиеся в трапезной на 1 этаже вновь построенного кирпичного трехэтажного здания на территории Епархиального управления. На 2 этаже здания располагались приёмная и другие епархиальные  службы. В настоящее время в этом здании находится Регентская школа.

Воспитанники Духовного училища жили и учились на 4 этаже другого, рядом стоящего здания. В то время, это был единственный этаж в здании пригодный для проживания.

Преподавательский состав на Псаломническом отделении был небольшой – 8 педагогов. В Псаломническом классе изучали: катехизис, церковно-славянский язык, историю РПЦ, сектоведение и русский язык. Из музыкальных предметов: теория музыки, сольфеджио, хороведение, обиход, дирижирование, фортепиано. Причем, никаких музыкальных инструментов не было, все занимались на единственном синтезаторе, который принадлежал матушке Марии Палий.

Из воспоминаний учащихся: «Жизнь тогда была интересная и веселая. Справляли дни рождения, отмечали Татьянин день. Находились в тесных условиях, но редко кто болел!»

Впервые полгода обучения хора из воспитанниц не было. В праздничные и воскресные дни воспитанницы стояли в храме среди прихожан. Первый раз воспитанницам разрешили войти на клирос на Рождественскую службу 1999 году. После, пели всегда вместе с клиросом под управлением матушки Марии Палий. В сущности, матушка Мария являлась регентом, педагогом и классной наставницей, так как все обращались к ней за советом.

Первый год обучения закончился, и пришло время сдавать экзамены. Несколько воспитанниц не доучились по разным причинам, и к выпуску 1999 года в Псаломническом классе осталось семь воспитанниц.

Ректор, преподаватели и первый класс Псаломнического отделения 26.05.1999

Перед выпуском учащихся Псаломнического класса было принято решение о переходе на двухгодичное обучение (распоряжение № 49 от 28.05.1999). В связи с этим указом, Псаломническое отделение стало называться «Регентским».

Летом 1999 года была обновлена структура управления Барнаульского Духовного Училища и Регентского отделения. Утверждены должности 1 Проректора БДУ, Проректора по учебной части, Проректора по воспитательной работе и Заведующего Регентским отделением. Увеличился штат преподавателей до 25. Студентам и воспитанницам была назначена стипендия. Библиотека Покровского собора была переведена в ведение БДУ. Первым Проректором БДУ назначен протоиерей Михаил Капранов, Проректором по учебной части – Гончаров Сергей Михайлович,  проректором по воспитательной работе — иерей Сергий Парамут. Первой заведующей Регентского отделения была назначена матушка Галина Капранова.

Для воспитанниц, решение о переходе во 2 класс было волнительным и желанным. Духовная певческая школа росла и крепла. В августе 1999 года состоялась первое венчание воспитанницы Регентского отделения – Бабайцевой Татьяны.

Летом был произведен второй набор абитуриентов. После вступительных испытаний на 1 курс Регентского отделения было зачислено 11 воспитанниц и 1 кандидат к поступлению.

169,38 Kb [1000X791]

Смешанный хор Барнаульского училища в Иверском храме на Троицу 2000 г. Регент Мария Палий

Новый год принес много духовной радости. После Рождества Христова, в начале 2000 года открыли и освятили Иверский храм Божией Матери, который стал храмом Духовного училища. Формировался смешанный хор училища. Постепенно прибавились мужские голоса из воспитанников Духовного Училища и хор «зазвучал». Весь Великий пост в Иверском храме молились и пели учащиеся. А на пасхальную седмицу хор училища впервые сопровождал Владыку Антония в поездках по приходам Барнаульской и Алтайской епархии.

Весной 2000 года состоялся первый выпуск воспитанниц Регентского отделения в количестве 3 человек: Сиренко Ирины, Терновой Татьяны и Сапроновой Любови.

(Благодарим за предоставленные материалы 1 выпускницу Сиренко  Ирину)

Заведующий Регентской школы диакон Владимир Черных, сентябрь 2009 года

 

Абитуриентам

24.12.2013

100,87 Kb [800X602]

Дорогой друг!

Более тысячи лет русский народ живет, исповедуя Православие. Более тысячи лет колокольный звон зовет людей в Храмы Божии, где совершаются таинства Православной Церкви и слышится богослужебное пение. К пению же Церковь имеет особое отношение. Она свидетельствует о его небесном происхождении. Еще до сотворения человека, лишь только появились на тверди светила небесные, все ангелы восхваляли Творца «гласом велиим».Церковное пение на протяжении многих веков выражало стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы. По мере развития системы образования изучение духовных песнопений всегда оставалось неотъемлемой частью всех учебных заведений дореволюционной России и отражало не только мировоззрение, но и вековой уклад жизни русского народа, его культуру и традиции.

Духовные песнопения несут в себе огромный этический и эстетический потенциал, поэтому к ним обращались почти все великие русские композиторы: Д.С.Бортнянский, М.И.Глинка, М.П.Балакирев, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, С.Н.Танеев, А.Д.Кастальский, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков, Г.В.Свиридов и др. Православная музыка составляет золотой фонд тысячелетней истории отечественного искусства, имеет мировую ценность и признание.

В 1997г. было восстановлено Барнаульское Православное Духовное училище (летом 2006 г. ему был присвоен статус Семинарии), при котором в 1998 году была открыта Регентская школа. Здесь готовят регентов, псаломщиков, уставщиков для больших и малых хоров, а также преподавателей воскресных школ. В регентской школе обучаются молодые девушки, имеющие полное среднее образование (11 классов) и, желательно, музыкальное.

В течение четырехлетнего обучения изучаются церковное пение и его история, церковный устав, Библейская история, Священное Писание Нового Завета, история Русской Церкви, славянский язык, возрастная психология, православная педагогика, основы работы с детским хором, методика работы с детским театральным коллективом, методика преподавания ОПК. В программу входят и музыкальные предметы: сольфеджио, гармония, хоровая аранжировка, дирижирование, фортепиано и др. Регентскую практику учащиеся проходят в Покровском Кафедральном соборе г.Барнаула.

Учащиеся предоставляется бесплатное общежитие, питание, учебная форма и выплачивается ежемесячная стипендия. Учеба подчинена установленному порядку, который организует человека и дает закалку на всю последующую жизнь. Регентская школа отличается от светских музыкальных заведений тем, что помимо музыкальных знаний, она дает духовное воспитание — помогает воспринять добрый здоровый православный образ жизни.

194,91 Kb [800X549]

ПРАВИЛА ПРИЕМА В РЕГЕНТСКУЮ ШКОЛУ ПРИ БАРНАУЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ.

Поступающие сдают следующие вступительные испытания:

— русский язык (изложение);

— прослушивание (пение народной песни или молитвы);

— церковнославянский язык (чтение) и молитвы (наизусть).

Молитвы, которые необходимо знать:

а) начальные: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Приидите поклонимся»;

б) утренние: «От сна восстав», «Боже, очисти мя грешнаго», Ангелу-Хранителю.;

в) вечерние: «Боже вечный», «Вседержителю, Слово Отчее», «Благаго Царя Благая

Мати», Ангелу-Хранителю;

г) Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Милосердия двери», «Не имамы иныя помощи»;

д) другие молитвы: Символ веры. Молитва святого Ефрема Сирина. Молитва перед Святым Причащением. Заповеди Моисеевы. Заповеди блаженства. Тропари двунадесятых праздников. Тропарь своему святому. Псалмы 50-й и 90-й.

Необходимо представить в канцелярию следующие документы:

— рекомендацию священника

— четыре фотокарточки (две — 6х8 и две -3х4);

— свидетельство о рождении;

— документы об образовании;

— справку о семейном положении;

— справку о состоянии здоровья в установленной форме;

— справку о крещении.

Поступающие, по прибытии в Епархию, должны предъявить в канцелярию паспорт и выше указанные документы. Написать прошение о поступлении на имя Ректора Семинарии, заполнить анкету и автобиографию. Документы принимаются до 1 августа.

Для желающих, с 12 июля проводятся бесплатные подготовительные курсы.

656008, г. Барнаул, пер. Ядринцева, 66

телефоны: 63-47-17, 63-35-40, 63-32-55

Духовная школа — школа жизни

24.12.2013

124,91 Kb [800X474]Иногда по промыслу Божию в нашей жизни происходят события, которые в корне меняют нашу жизнь. Таким событием для меня стало поступление в регентскую школу. Без излишнего пафоса хочу сказать, что учёба в регентской школе, её преподаватели и правила многое мне дали, многому научили. И я абсолютно не жалею о своём выборе.

Я никогда не пела на клиросе, не умела читать по-церковнославянски. Поэтому, когда мой батюшка предложил мне пойти учиться в регентскую школу при Барнаульской Духовной Семинарии, я возразила ему, сказав, что петь не умею. Но он успокоил меня: «Нам не только певчие нужны. У нас православных воспитателей и учителей не хватает».

Когда я поступила в регентскую школу, то убедилась в том, что там готовят не только регентов, ведь спектр учебных дисциплин довольно широк. Например, кроме музыкальных предметов изучается православная педагогика и возрастная психология, методика преподавания ОПК, работа с детским театральным коллективом. Самое главное то, что учёба совмещена с практикой, то есть существует возможность использовать свои знания в деле. А учебную практику воспитанницы регентской школы проходят в воскресной и детской музыкальной школах, и, конечно, во время богослужений в Покровском соборе.

175,79 Kb [800X600]213,59 Kb [751X1000]Пожалуй, это верно. Ведь и режим, и правила, и порядок по-своему формируют характер. Можно сказать, что здесь закаляется сталь.

Дни нашей регентской школы переполнены различными событиями: встречами с интересными людьми, культурными мероприятиями, подготовкой к праздникам. Выступления нашего хора открывают выставки; мы участвуем в освящении новых храмов в нашей епархии, в городских концертах (как концерт, посвященный Дню славянской письменности). А ещё у нас проводятся традиционные «домашние» концерты на Рождество и Масленицу, в которых  воспитанницы регентской школы совместно с семинаристами проявляют свои (без преувеличения будет сказано) блестящие актерские и режиссерские таланты. Кроме того, мы принимаем непосредственное участие в качестве ведущих и ответственных за творческие коллективы в епархиальных фестивалях «Юные голоса Алтая» и «Детском театральном фестивале». Что ни говори, а возможностей для проявления творческих способностей – хоть отбавляй.

Не солгу, если скажу, что наши сестры с нетерпением ждут ежегодны пасхальных поездок, чтобы всю Светлую Седмицу нести радостную весть о Воскресшем Христе на, порой, отдаленных приходах Алтайского края.

121,13 Kb [800X600]Каждую осень Владыка Максим, который является ректором Барнаульской Духовной Семинарии, готовит нам чудесный подарок – отдых на природе в Горном Алтае. А наши классные наставники и заведующий регентской школы диакон Владимир Черных в течение года находят время, чтобы съездить с нами покататься на лыжах или коньках, или просто полюбоваться красотой нашего края.

Отдельно стоит сказать о преподавателях. Каждый из них старается разнообразить урок, провести его так, чтобы не хотелось зевать или считать ворон.

Например, уроки Владыки Максима (он преподает Историю церковного пения). Владыка обладает замечательной  способностью объяснять тему на простых примерах, понятных каждому. Он может держать шуткой, умеет разрядить ситуацию, чтобы мы не чувствовали себя сковано. Или отец Алексий Назаров, который ведёт Историю Русской Православной Церкви. Свои  лекции он иллюстрирует учебными видеофильмами. Его живой интерес к своему предмету передаётся и нам.

Не могу не упомянуть о Тамаре Ивановне Злобиной, преподавателя церковно-славянского языка. Эта удивительная чуткая и мягкая женщина обладает широким кругозором, она настоящий знаток языка. Её профессиональные и человеческие качества вызывают чувства глубокого уважения и восхищения. Впрочем, каждый из наших преподавателей – личность, заслуживающая особого внимания. И мы рады, что имеем возможность учиться у таких людей.

Серые учебно-трудовые будни – неужели их нет? Конечно, они есть. Но, если сравнить чего больше: радостных ярких дней, наполненных незабываемыми впечатлениями или серых будней, то первого, без сомнения, будет больше. Хотя, что значит – серые будни? Если день начат с молитвы, тем более соборной, то может ли он быть серым? А мы каждое утро начинаем с молитвы в Иверском храме, а по воскресеньям и праздничным дням в Покровском Соборе.

Снова приходит новый учебный год. Будут новые радостные встречи, праздники, у кого-то – разочарования (не без этого), но всё – во Славу Божию и это главное. А мы ждём новых сестер. Приходите в нашу большую православную семью!

Ирина Гончарова, воспитанница регентской школы, при Барнаульской Духовной Семинарии (3кл.)

(1325)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *