ПУБЛИКАЦИИ

Круглый стол «Духовность — основа деловых отношений» 

Алтайский край 13-15 декабря 2013г.

Сосновский Б.А.

ЗЛОБДНЕВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ

Мир, в котором мы существуем, обладает какой-то непостижимо сложной и загадочной простотой, красотой и целесообразностью. Сколь совершенны и разнообразны предметы и явления Мира: вековая пихта и полевой цветок, хрупкий комарик и могучий хищник, смех и плач ребенка! Что есть природа, жизнь, смерть, время, пространство, само Мироздание? Среди множества неразрешимых загадок необозримого и целостного Мира, по-видимому, центральной является сам Человек, его собственная психика или по-русски — Душа. Это она страдает и радуется, воспринимает Мир и себя, размышляет и сомневается, побуждает, направляет и ведет все наши переживания, дела и поступки. Наличие Души, Духа и результатов их незримой «работы» очевидны практически всякому живущему человеку и одновременно недоказуемы с точки зрения существующих наук. Поэтому и психология (мировая и отечественная), как известно, давно отказалась от изучения вездесущей Души, оставив себе только её первородное название — «психика». Из господствующей в науке аналитической методологии (разложение исследуемого целостного феномена на мнимые «единицы») молчаливо выпадает Жизнь, исчезает главная Идея, несказанный Смысл или высшее предназначение живой Души.

Но от непосредственного и постоянного общения с человеческой Душой никогда не отрекались, конечно, религия и богословие, некоторые направления и отрасли философии и медицины. На этом зыждится и любое искусство, и единственно надежные взаимоотношения людей. Психиатр, к примеру, лечит не память или мышление больного. а его живую и страдающую Душу. Молитвенные тексты, иконы, церковные ритуалы и таинства, равно как и мирская поэзия, живопись, музыка и другие искусства обращены не к слуху или зрению человека, а к его незримой душе и многоликой духовности.

Основополагающие постулаты человеческого бытия: «Вера — Надежда — Любовь» реально существует и действуют только внутри нас, но не в мышлении и понимании, а именно в Душе. Поэтому важно то, какой смысл для живого и конкретного Человека имеют эти вечные и общеизвестные Истины. Верить и Надеяться человек может на разное и по разному. Любить можно также очень различное и делать это совершенно не схоже. Что же внутренне объединяет эти базовые понятия, что задает их непосредственное содержание, их направленность и качество? Такой сердцевиной Души и Духа в человеке является, по-видимому, качество нравственности, т.е. уровень принятия (либо отвержения) неких основополагающих принципов, законов, правил совместного бытия с другими людьми, со всем Миром.

При всей кажущейся философской отвлеченности именно моральные и нравственные (этические) категории и свойства являются для реального человека первостепенно значимыми, непреходяще актуальными и новымиНо традиционная наука (управление, психология, экономика) эти личностные свойства фактически не рассматривает. Несмотря на бытейскую очевидность, приходится подчеркивать, что в повседневной практике взаимодействия и общения людей духовные или нравственные свойства и особенности человека, как правило, становятся самыми ценными, важнейшими и решающими.

Положим, некий индивид обладает социальной властью, развитыми организаторскими способностями, недюжинным и трудоспособным интеллектом, но при этом не является человеком порядочным, честным, совестливым, добрым т.п. Практические и формально успешные деяния такого руководителя могут иметь катастрофические социальные, людские и нравственные последствия, что многократно подтверждено исторически. Хотя известны, конечно, и примеры мощного позитивного воздействия выдающихся личностей на деятельность, души и судьбы своих современников и потомков.

Друзья и враги выбираются человеком, например, не по внешнему облику, не по особенностям темперамента и памяти, не по уровню интеллекта, силе воли или социальному статусу, а по некоему научно не измеряемому «родству душ» и переживаний, по этическому сходству или несовместимому различию духовных качеств партнёров.

Те или иные моральные ценности, правила, принципы есть у каждого человека. Это его субъективные представления (планы, мечты, идеи, замыслы) о том, что и зачем нужно конкретной личности, как можно (допустимо) этого достигнуть, как относиться к себе и ко всему происходящему и существующему. При получении ответов на все такие вопросы в человеке «работает» его первозданная суть — сама Душа и Духовность.

Сокрытые влияния тех или иных массовидных социально-психологических механизмов заражения, подражания, внушения, убеждения, конформизма и др. являются для человека неизбежными. В такой обширной феноменологии общественных воздействий моральные нормы и оценки могут немало редуцироваться, упроститься и потерять свою первозданную связь с исходными нравственными принципами. Тогда происходит своего рода «замутнение» или потеря духовности, искажение структуры сознания, неосознаваемое упрощение индивидуального или общественного мировосприятия, разрушительный характер общественных деяний и поведения или поступков конкретного человека. Это, к примеру, исторические периоды политических революций, войн, ортодоксальных религиозных гонений.

Извечнаяя общечеловеческая проблема заключена в том, что существуют неизбежные несоответствия (порой, острые противоречия) между относительно ситуативной, переменчивой моралью и устойчивой, обобщенной, не имеющей строгой научной дефиниции общечеловеческой нравственностью. Поэтому возможны, казалось бы, немыслимые сочетания в общественном и индивидуальном сознании, к примеру, христианской морали и современной идеологии однополых браков, локальных агрессивных войн и гуманитарной помощи, уничтожение суверенных государств и демократические лозунги и т.п. Закоренелый рецидивист или «идейный» террорист со словами о «своём Боге» радостно идёт на очередное бесчеловечное преступление. Под прикрытием формально гуманных или прогрессивных номинаций (революция, перестройка, демократизация, свобода, модернизация, глобализация и т.п.) люди совершают сугубо разрушительные материальные и духовные злодеяния. Общечеловеческая беда в том, что подобные явления далеко не исключительны, а скорее, закономерны для былого и современного социума, в том числе, российского.

Современный российский социум уже два десятилетия находится в переломном и своего рода «экспериментальном» состоянии, которое характеризуется нестабильностью, принципиальными и качественными (поистине революционными) преобразованиями, многочисленными ломками, поспешными переустройствами и реформами, всевозможными кризисами – политическими, экономическими, военными, культурными, идеологическими. Российское общество и люди существуют в условиях совершенно особой — затяжной и одновременно острой экстремальности, в недопустимо поляризованном и социально расслоенном мире. Это не могло не сказаться на общественных отношениях и взаимодействиях, на массовидных психологических явлениях, на психическом облике живого и конкретного человека – одушевленного субъекта социального бытия. Известно, что в экстремальных условиях проявляется нечто психологически самое существенное в человеке – его истинные устремления, переживания, смыслы, ценности, нравственность, сомнения, поступки или, одним словом, проявляются ведущие качества индивидуальной Души.

Вероломство, бесчестие и бездуховность, воровство и взяточничество, называемые коррупцией, глубоко проникли в судьбоносные социальные сферы: политика, экономика, управление, медицина, наука, образование, культура. Для борьбы с этим всеядным злом не существует иных надежных средств, кроме реального господства в обществе и в конкретном субъекте не только формально правовых, но именно усвоенных и субъективно принятых нравственных норм, внутренних этических принципов, правил и традиций.

Целое поколение российских граждан сформировалось в условиях господства чужеродной, так называемой, примитивной рыночной идеологии, которая сама по себе безнравственна: «продать подороже, купить подешевле». Идёт целенаправленное навязывание субъекту беспредельного культа материального потребления и примитивных удовольствий. Однако общество (и государство), лишенное духовных ценностей и целей, обречено на вырождение – как нравственное, так и чисто физическое.

В нынешней России продаётся и покупается практически всё: природные ресурсы, леса и реки, заводы, шахты, магазины, боевое оружие, социальные роли и должности, семейные, медицинские и образовательные «услуги», ученые степени и научные звания и т.д. Современные социальные нормы поведения гласно, а чаще негласно приемлют то, что всегда и совсем недавно считалось в России аморальным, неэтичным, недозволенным. Любые социальные (политические, экономические, административные) вопросы скрытно, но неизбежно и четко трансформируются в проблемы исключительно нравственные: «что, как, кому и зачем это нужно?». Глобализация мироввой экономики не должна приводить к потере национальных ценностей и к торжеству бездуховной морали. Нужно с горечью признать, что Россия проходит «очередной» период массового замутнения нравственного сознания.

Химеричная надежда многих простых (по сути, обманутых) советских людей на райское коммунистическое будущее давно разрушилась. Исторически предшествующая православная (либо иная) Вера, Надежда и Любовь были практически истреблены в советской России. Спасительное возрождение отечественного православия требует гигантских усилий и не может произойти быстро и безболезненно. Нынешнее государственное переустройство Россиской Федерации, к сожалению, пока не имеет под собой четких идеологических оснований. Поэтому обыденная психология современного человека фактически лишена своего центрального, собственно духовного компонента – четких моральных и нравственных представлений о добре и зле, о собственной персоне, о социуме и Мире в целом.

Конечно, ни психологическая наука, ни искусство, ни религия и богословие не могут самостоятельно исправить это трагическое положение. Но они обязаны и способны профессионально показать, аргументировать, донести до сознания каждого гражданина, что безнравственное, бездуховное «Я» не только аномально, но и крайне опасно, вредоносно как для других людей, так и для каждого индивида, для его собственной Души.

Поистине замечательно, что сегодняшние неординарные события, приуроченные к Рождественским чтениям, и сама встреча мирян с высшим руководством Алтайского православия показывают, что у нашего народа есть реальный путь к духовному и нравственному возрождению. В уникальной предгорной деревне Басаргино инициативно выстроен и сегодня торжественно освящен православный храм, проводится многолетняя, большая, разнообразная и трудоемкая хозяйственная и организационная работа, немало способствующая нравственному воспитанию участвующих в ней людей.

В Алтайском крае осуществляется систематическая, целеустремленная, активная и кропотливая государственная деятельность по развитию частного молодежного предпринимательства, которое строится не на голом расчете финасовой прибыли, а на соблюдении и развитии в бизнесе традиционных моральных и нравственных ценностей нашей страны и наших трудолюбивых предков. Можно сказать, что в обширной и пестрой сфере современного российского предпринимательства формируются и живут некие социально добросердечные и духовные оазисы. Многотрудные нравственные посевы уже дают свои реальные и перспективные плоды в лице молодых предпринимателей нового нынешнего и грудущих поколений.

Об авторе

Сосновский Борис Алексеевич — крупный российский ученый-психолог. Специалист в области общей и педагогической психологии,психологии личности,психологии труда и инженерной психологии. Автор классических учебников «Лабораторный практикум по общей психологии» и «Психология: Учебник для педагогических вузов». Соавтор-разработчик теста-опросника Орлова-Сосновского для измерения мотивационно-смысловых образований личности. Создатель базовой психологической модели структуры личности. Доктор психологических наук (1992, докторская диссертация по мотивации и смыслообразованию), профессор (1993), эксперт Российского государственного научного фонда. Автор более 160-ти публикаций. Под руководством Сосновского Б. А. защищено 24 кандидатских и 3 докторских диссертации по психологии.

Биография и профессиональная деятельность

Коренной москвич. После окончания срочной воинской службы на Балтийском Флоте (корабль аварийно-спасательной службы), окончил с отличием факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Работал в аппарате управления Министерства судостроительной промышленности СССР. В течение пяти лет руководил группой инженерной психологии Центрального морского научно-исследовательского института «Агат» того же министерства, принимая участие в проектировании и создании ряда автоматизированных систем управления для нужд кораблей Военно-морского флота. С 1973 г. занимается преподавательской деятельностью в вузах Москвы (от старшего преподавателя до заведующего кафедрой, профессора). В 1982-84 г.г. по командировке Министерства просвещения СССР работал в Афганистане, участвуя в создании и организации работы Кабульского пединститута. В 1987—2006 г.г.работал в Московском педагогическом государственном университете — головной вуз отрасли, где в течение 15-ти лет заведовал общеуниверситетской кафедрой психологии. Являлся председателем Учебно-методического совета по психологии, членом Президиума Учебно-методического объединения педагогических учебных заведений, держателем научных грантов по педагогической психологии Министерства образования РФ, разработчиком Государственных образовательных стандартов по психологии. Являлся организатором и директором НИИ дидактики и психологии высшего образования при МПГУ, руководя разработкой многих исследовательских и издательских проектов Министерства образования и науки РФ и Российской академии образования. Был членом экспертного совета по психологии Российского государственного научного фонда (РГНФ), членом ряда научных и координационных советов по психологии, диссертационных советов. В течение 10 лет — заместитель председателя докторского Диссертационного совета по психологии при МПГУ, член Экспертного совета ВАК РФ по психологии и педагогике. Награжден медалью «В память 850-летия Москвы» (1997) и медалью К. Д. Ушинского (2006). С 2006 г. проживает в Алтайском крае. В настоящее время работает в Московском психолого-социальном университете заведующим кафедрой психологии филиала в г. Барнауле, разрабатывает вопросы потребностно-смыслового подхода к изучению человеческой психики и Души. Женат, воспитывает сына и дочь.

Основные публикации

  • «Лабораторный практикум по общей психологии», М., Просвещение, 1979
  • «Общая психология» (на языке дари), М., Прогресс, 1987
  • «Психология человека в условиях социальной нестабильности», М., 1994
  • «Психологические аспекты социальной нестабильности», М., 1995
  • «О психологии ученого и педагога современной России», М., 1996
  • «Мотив и смысл», М., Прометей, 1993
  • Психология: Учебник для педагогических вузов. Под ред. Б. А. Сосновского, М., Юрайт, 2005
  • Психология: Учебник для педагогических вузов. Под ред. Б. А. Сосновского, М.,Высшее образование, 2008, 2009,2013

(157)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *